Первая
наша встреча
состоялась за пару дней до старта "Мастер-ралли" на трассе клуба "4х4" в
Крылатском. Члены команды Red Racing занимались там настройкой подвески
своего спортивного Pajero, и им было не до меня. Вторая - через пару
дней после их возвращения из Стамбула... Ознакомиться с
машиной, на которой команда Red Racing собиралась выступать в
"Мастер-ралли-99", мы собирались задолго до старта. Но - то одно, то
другое. Да и команда продолжала подготовку чуть ли не до последнего дня.
Но мы все же встретились, хотя и не совсем так, как хотелось. Гонщики
- народ крайне суеверный, и накануне гонки постороннего человека за
руль, естественно, не пустили: "Машина этого не любит". (Смех смехом, но
после того, как перед одним из этапов за рулем посидели несколько
пограничников, последовали серьезные поломки.) Однако и пассажирских
впечатлений хватило надолго. Несмотря на атмосферный
двигатель, у внедорожника впечатляющая динамика. Полный привод и
"зубастая" резина позволяют колесам эффективно "взаимодействовать" с
грунтом там, где другая машина сорвалась бы в букс. Управляемость же -
словно едешь на паровозе по рельсам (банально, конечно, но - факт). При
любой маломальской возможности (на гоночной трассе автомобиль скачет,
как ошпаренный заяц) колеса входят в надежный контакт с дорогой.
Механики и гонщики настраивали подвеску, ориентируясь на ощущения - так,
чтобы и контакт с трассой был, и нужного им сочетания жесткости с
плавностью хода добиться. После каждого "лучше-хуже" все устремлялись
под машину, потом - несколько минут безумной скачки и очередное "а
теперь?" - и так далее... "Конкретно" подобранное спортивное
сиденье Sparco мне оказалось несколько широковато - несмотря на туго
затянутые пятиточечные ремни, болтало в нем нещадно. Также достойны
упоминания жесткость изделия и гипертрофированная до ассоциации с
корытом боковая поддержка. Вам никогда не доставалось сапогом по ребрам? Вертикальные
перемещения автомобиля, воспринимаемые как удар кувалдой по заднице,
доставили множество неприятных ощущений позвоночнику - как можно
выдержать почти 10 тыс. километров колдобин? Человеческий
организм выгодно отличается от железного механизма - последний не может
самостоятельно приспосабливаться к повышенным нагрузкам, его приходится к
ним готовить... Для начала механизм (короткобазный
Mitsubishi Pajero) полностью разобрали. Прочность стандартной рамы
подвергли сомнению и усилили все подозрительные места, проварив их и
поставив кое-где накладки. То же проделали с балкой заднего моста и
рычагами переднего - в местах крепления шаровых опор. Под все агрегаты
подвели защиту, изготовленную из 8-миллиметрового "каленого" дюраля.
Ребята признались, что вследствие отсутствия опыта почти все переделки
выполняли по наитию, методом "научного тыка". Двигатель
и трансмиссию оставили без изменений. В заводском исполнении машина
имеет: блокировки - заднего дифференциала и межосевую; механическую
коробку передач и 3-литровый 24-клапанный V6. Мотору облегчили
существование, поставив на радиатор дополнительный вентилятор и чуть
приподняв (у лобового стекла) край капота. Специфика
эксплуатации потребовала установки спортивных торсионов в переднюю
рычажную независимую подвеску и более мощных, удлиненных на виток,
пружин подвески балки заднего моста. Стабилизаторы поперечной
устойчивости взяли с длиннобазной модели - они толще. Свободу каждого
колеса ограничили парой амортизаторов. Обычно устанавливают одинаковые,
но на этот раз в качестве эксперимента поставили разные (GRZ и Olins) - с
несхожими характеристиками, чем расширили диапазон регулировок. (Минус в
том, что по правилам гонки управление подвеской не разрешается
устанавливать в салоне, а каждый раз при смене дорожного покрытия
залезать под машину совсем не интересно.) Ходы подвесок
ограничили парашютными стропами, однако от поломок это не спасло, и
"техничке" не раз приходилось выступать на трассе донором. Кузов и шасси
соединили при помощи многослойных пластиковых подушек, прочных и
упругих. Кузов максимально облегчили, выпотрошив все
лишнее, внутри возвели мощный трубчатый каркас, задние боковые окна
заварили. В автомобиле всего два сиденья - гонщика и штурмана. Позади
кресел размещается взрывобезопасный 170 л бензобак, заполненный
поролоном и заключенный в металлический кожух. Оставшееся место занято
запасками, домкратом, который может поднять машину на 1200-1300 мм, и
трапиками для преодоления песка и грязи. Перед водителем -
"срезанная" снизу небольшая баранка Nardi, похожая на надкушенный
бублик. Говорят, сначала она не очень понравилась из-за необычной
кривизны, потом - привыкли. Магнитолу и кондиционер оставили на месте.
Климатическая установка - совсем не роскошь: когда несешься в тучах
пыли, окна, само собой, задраены, и начинаешь сходить с ума от
невыносимой жары. На ремни безопасности выведены трубочки от поилок, в
которые можно залить кофе или "энергетический" напиток, например. Перед
штурманом - пара приборов Terratrip, показывающих время в пути,
километраж (общий и "от точки до точки") и массу другой полезной
информации. Один из счетчиков "крутится" от привода спидометра, другой -
от переднего моста. Имеется система спутниковой навигации. Между
сиденьями и сбоку от капота расположены аварийный выключатель массы и
привод системы пожаротушения с тросиками-дергалками. В обязательное
оснащение входят дополнительные стоп-сигналы и габаритки. Хрупкая
облицовка радиатора уступила место решетке из капроновых лент - метров с
трех не отличить. Под ней натянута тонкая стальная сеточка. Легкосплавные
диски изготовлены в России на предприятии "Авиатехнология" методом
литья под давлением. Обуты эти "патриотические" колеса в грязевые
покрышки Michelin 4х4 O/R размером 7.50R16C, есть и другие комплекты -
например, для песка. По ходу гонки выяснилось, что в большие прорези
дисков набивается грязь, что вызывает сильный дисбаланс. Крылья защищают
дюралевые камнеотбойники. Техкомиссия перед гонкой
ограничила дыхание мотора, вставив ему в ноздрю шайбу с отверстием
диаметром 32 мм. На средней скорости движения это почти не отразилось, а
экономичность даже улучшилась, зато здорово упала динамика. Следующая
наша встреча произошла уже после ралли-рейда, в гараже команды, когда
машина прибыла из Стамбула. На первый взгляд Pajero пострадал не очень
сильно, и только после подробного осмотра стали видны боевые шрамы и
залеченные в пути болячки. Кое-где не выдержали крепления кузова к раме,
лопнул металл левого брызговика, оторвался капот - все это чинилось и
заваривалось по ходу гонки. Несколько раз меняли масло и шаровые опоры -
профилактика. Что-то случилось с задним мостом - хрустит со страшной
силой, редуктор же переднего приказал долго жить после прыжка, когда
раскрученные колеса встретились с землей. Ну, и всякие мелочи - типа
течи масла из КПП и раздаточной коробки. Вначале, еще не остыв после
ралли, решили было, что машина умерла, но, поостыв, пришли к выводу, что
пациента можно реанимировать. Pajero восстановят, и он еще поездит - но
только по России. Энтузиастам из Red Racing удалось
создать (вложив сравнительно небольшие деньги) вполне
конкурентоспособный раллийный автомобиль. Соответствующие результаты -
налицо. "Красные гонщики" обещают, что следующая машина будет еще лучше.
Источник: http://suvonline.narod.ru/suvonline/test/pub/mitsubishi/redpajero/pajero.htm |