Какой Land Cruiser 7-й серии можно найти и в какой комплектации они
вообще бывают (на вторичном рынке России)
Вопрос, какой же «проходимец» наиболее приспособлен для условий
эксплуатации в тяжелом бездорожье, интересовал меня давно.
Поэкспериментировав с различными марками машин, я пришла к выводу что
это Toyota Land Cruiser 7-й серии. В правильности выбора убеждали
следующие факты –именно с этой моделью во время разнообразных
внедорожных соревнований происходило наименьшее число неприятностей
(поломок), к тому же она отличается еще и отличной проходимостью
(кстати у нее редуктора мостов смещены вправо и находятся по одной
линии, так что при движении в глубокой колее задний редуктор попадает в
канавку, пробитую передним редуктором). А по надежности с ней может
конкурировать лишь Мерседес G-класса (мнение субъективное). Решение
было принято, буду покупать 70-ку. Но оказалось, что сделать это
несколько сложнее, чем предполагалось, ведь еще несколько лет назад их
было гораздо меньше, чем сейчас, к тому же отсутствовала какая-либо
информации, а тем более литература, так что до многого пришлось
доходить самостоятельно.
Ниже результат 3-х летнего опыта, приобретенного в ходе
поисков и приобретения «семидесяток» для себя и не только. Данные о
годах выпуска, моделях, моторах и комплектация взяты из базы данных
запчастей.
Большинство подержанных машин 7-й серии, продающихся в нашей стране
это так называемый, облегченный (light) вариант (основное отличие
которого легкие двигатели и пружинная подвеска), есть еще heavy, но о
них ниже. Для light в 90-м году был проведен ресталинг (после которого
в некоторых источниках эти машины стали называться Land Cruiser II), в
результате которого изменились некоторые элементы кузова (капот,
передние крылья, передняя панель, бампера) в то время как остальные
части (двери, крыша, лобовое стекло) остались прежними. Отличить
доресталинговые от постреасталинговых очень легко – сначала были
круглые фары, потом квадратные. Помимо внешнего вида немного изменились
внутренности – другие рычаги крепления мостов, передние амортизаторы
переместились внутрь пружин, двигатели также были модернизированы
(старый 2LT несколько отличается от нового и их многие детали не
взаимозаменяемы). Кстати в салоне кнопочка включения переднего моста
раньше размещалась справа от руля, а с 90-го года переехала налево.
Не так страшен 2LT
В основном это трехдверки с турбированным дизельным двигателем 2LТ,
в базовой комплектации имеющие гидроусилитель, регулируемую рулевую
колонку, центральный замок, вакуумное подключение переднего моста.
Собственно это и есть модификация с индексом – LJ70. Про двигатель 2LT
ходит много страшных рассказов - дескать у каждой второй машины трещины
в головке и прочие неприятности. На самом деле это самый массовый
«тойотовский» дизель и естественно по нему имеется больше всего
информации, как позитивной, так и негативной. Людям же свойственно
акцентироваться на негативе, вот так и создается репутация. (Кстати, у
Митцубиси нехорошую репутацию имеет самый распространенный 2.5-литровый
турбодизель (4D56T), у Ниссана 2.8литровый (RD28T – могу ошибиться в
индексе). Что касается трещин, то действительно этот двигатель (как и
многие другие легковые турбодизеля) склонен к их появлению, особенно в
результате перегрева, но вот иллюстрация из собственного опыта
эксплуатации машин с 2LT. На одной из 70-к развалился плохо запаянный
радиатор и 200 км по пампасам Кольского полуострова мы ехали
периодически закипая и подливая воду из придорожных водоемов, с тех пор
машина прошла 25 тыс. км и все ОК. Другая 70-ка в жаркую погоду под
нагрузкой (высокие скорости) начинала «задирать» температуру (как позже
выяснилось из-за незначительной негерметичности радиатора) и пару раз
за стрелкой не уследили, она вошла в красную зону, со всеми вытекающими
(в прямом и переносном смысле), но тем не менее год прошел и до сих пор
все в порядке.
Иногда, на машинах первых лет выпуска применялся нетурбированный
вариант 2LT, обозначающийся как 2L. Этот мотор полностью лишен всех
проблем, связанных с трещинами в головке.
Бензиновый 2,5 литровый двигатель 22R (в большинстве случаев
карбюраторный) и 3-х литровый турбодизель 1 KZ встречаются значительно
реже и к тому же последний начал устанавливаться с лишь 93-го года.
Модификации с этими моторами имеют обозначения RJ и KZJ соответственно.
Последний вариант найти не просто, да и стоит он значительно дороже.
Существует удлиненная по колесной базе на 30 см 3-х дверная 73-я
модификация. Помимо ряда незначительных отличий (откидывающееся
переднее стекло, простенький каркас безопасности) , она выделяется тем,
что у нее съемная пластиковая крыша. Также трехдверный, но самый
длинный кузов у 75-й модели (как открытый пикап, так и хардтоп), но это
уже рессорный вариант, то есть heavy (вроде бы есть модификации с
передней пружинной, а задней рессорной подвеской).
Что касается пятидверок, то до 90-го года их не выпускали. В
леворульном исполнении это вообще экзотика (в принципе они есть, но их
крайне мало и как правило, хозяева не спешат расставаться с ними), а с
правым рулем их навалом, правда именуются они как «квадратные Прадо»
(официальное название Land Cruiser Prado, а индекс модели 78) и
оснащаются только турбодизелями с EFI - 2LTE и 1KZTE, и автоматическими
коробками ( 90% автомобилей). Практически все «квадартные Прадо» имеют
обширный электропакет и кондиционер.
Особняком стоит 72-я модель – это своего рода «бюджетный вариант»
трехдверной 70-ки, большинство из них без ГУРа, с 4-х ступенчатой
коробкой и по начинке опциями и отделке салона могут соперничать с
УАЗом, зато двигатель – атмосферный дизель 2.8 литра (3L), наиболее
простой и надежный во всем ряду тойотовских дизелей (на «европейки» он
не устанавливался). Забавно, но при всей своей «пустоте» 72-е иногда
встречаются с кондиционером.
Очень редко можно встретить «бюджетный» пятидверный вариант – 79
модификация. Правда, ее комплектация побогаче, чем у 72-й. Для справки,
в 92-93-м годах японцами по бартеру в Кемеровскую область были
поставлены примерно 150 таких машин.
Рессорные (heavy) 70-ки с левым рулем попадаются крайне редко,
кстати у них фары круглые, как до 90-го так и после (по-моему за
исключением некоторых модификаций 75-й модели). Если же правый руль
(учтите переставить руль налево за разумные деньги нереально – не
откуда взять донорские запчасти) для вас не помеха, то купить такую
машину вполне реально (особенно на Дальнем Востоке). Они частенько
оснащались механическими лебедками и изредка механическими
блокировками. В основном предлагаются 3-х дверные кузова, в том числе
73-я (в некоторых комплектациях обозначающаяся как 74) Самый
распространенный мотор – дизель 3В (3,4литра), иногда с турбонаддувом
13ВТ. Где-то с начала 90-х для внутреннего японского рынка производится
модификация с 4.2 литровым дизелем, блокировками и лебедкой. Ее
называют Hunter (охотник), хотя, скорее всего это неофициальное
название.
С 1990 до 2001-го года включительно в автосалонах Тойота в Европе
продавались(минимальной партией и в основном под заказ) 70,73 и 75е
heavy модели с дизельными двигателями 1HZ (4.2 дизель, ставиться на
Лэнд-Круизер 80) и 1PZ (3.5л), некоторые из которых имели переднюю
пружинную и заднюю рессорную подвеску, хотя большинство полностью
рессорные. Для тех, кто слышал про Питера из Голландии (светлая ему
память) – именно такая машина была у него. Сейчас же эти автомобили в
Европу не поставляются, поскольку их двигатели не соответствуют
экологическим нормам Евро-2 (или 3, точно не помню). Но производство их
не свернуто, и они выпускаются для рынка третьих стран. Для рынка этих
самых стран предлагались машины помимо уже перечисленных двигателей,
оснащавшиеся еще и бензиновым карбюраторным (в начале 90-х) 3F и
инжекторным 1FZFE и его модификацией 1FZF. В продаже в России
относительно свежие (начиная примерно с 90-го года) heavy не
встречаются.
Итак, что же реально найти? Не вызовет больших сложностей поиск 72-й
машины, правда учитывая что ВСЕ они с нуля бегают по России – перед
покупкой стоит провести диагностику мотора и трансмиссии). Хотя надо
знать, что смотреть в трансмиссии – какие люфты считаются допустимыми,
а какие криминальными, где нормально замасливание, а где это грозит
дорогостоящим ремонтом. В принципе толковые мастера, имеющие опыт работ
с 80-м Крузером могут провести диагностику, однако практикой проверено,
что все это достаточно субъективно. Например, в одном «тойотовском»
сервисе, занимающимся в основном внедорожниками, (во время
предпокупочной диагностики) ремонтник дергал заведомо «убитый» передний
кардан и этого не заметил или из каких-то соображений ничего не сказал.
Так же не сложно купить трехдверную light 70-ку как с круглыми (с
85-го до 90го года выпуска), так и с квадратными (после 90-го) фарами.
Все они привезены в свое время из Европы – тем или иным способом, и
поэтому мне не раз встречались машины с перебитыми номерами (иногда
весьма похожими на настоящие, на первый взгляд). В любом случае ВИН
надо «пробить», хотя бы по «тойотовской» базе данных запчастей – и
тогда станет ясно, выпускалась ли машина с этими идентификационными
номерами, и в каком году это было. Для справки «бюджетные» модификации
72-я, 79-я несмотря на левый руль ВИНа не имеют (они идентифицируются
по «фрейму», так же как и «праворучки»), а в базе данных запчастей
(продается на СД-дисках) они находятся в General (всеобщий).
73-я модификация может быть и с круглыми фарами, и с квадратными,
однако купить ее не просто, но можно. На мой взгляд, это самая удачная
машина для всего – хочешь в трофи, хочешь для повседневной
эксплуатации, а к тому же за полчаса она превращается в кабриолет.
Если для вас актуален год выпуска, то имейте ввиду - найти что-либо
моложе 94-го года в России нереально. В Европе ситуация примерно та же
(хотя я видела на немецких сайтах машины 95 и 96-го года), с cередины
же 96-го производство 70-к light было полностью свернуто. Так что с
учетом стоимости таможни для машин старше 7-ми лет, выбирать придется
из экземпляров побегавших по нашим «направлениям», хотя можно успеть
купить 70-ку 96-го года (у вас в запасе еще целый год).
Про лебедки, блокировки и трансмиссию
Все 70-е Крузера имеют трансмиссию типа part-time (время от
времени), то есть основным является задний мост, а передний
подключается жестко (дифференциал в раздатке отсутствует). Блокировки
межколесных дифференциалов механические применялись лишь на heavy
70-ках (включаются рычажком), но встречаются редко (если есть, то две
сразу и на передний мост и на задний). Блокировки электрические
ставятся только на задний мост и наблюдаются (нечасто) в основном у
праворульных экземпляров с пружинной подвеской. Дифференциал с
повышенным трением (LSD) устанавливался в заднем мосту у большинства
экземпляров 7-й серии, как light, так и heavy (кроме 72-й).
Механическими лебедками штатно комплектовались лишь небольшое
количество 70-к (в основном рессорные), электрические штатные лебедки
иногда бывают на «бюджетных» вариантах и на «праворучках».
Кстати за последние несколько лет цена на 70-ки и 60-ки значительно
выросла, видимо народ на практике выяснил что Кукурузер - это надежно.
Материал взят здесь: http://www.land-cruiser.ru/index.php?menuid=2&smenuid=4
|