Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Лагерь трофи-рейда. Утро. Завожу мотор
"УАЗа", и в ту же секунду неприметный ульяновский внедорожник
становится объектом пристального внимания окружающих: "Парень, а ты
случаем глушитель в лесу не оставил?" - "Да нет, с глушаком и мотором
все в порядке. Просто это дизель..." - "Да ну?! И давно?" - "Да уже
тысяч десять с хвостиком..." Честно говоря, я не верю, что конструкторы Ульяновского автозавода
никогда ранее не задумывались о том, чтобы оснастить свое
полноприводное детище дизельным двигателем, ведь его преимущества перед
бензиновым собратом на бездорожье совершенно очевидны, но, увы, вся
остальная отечественная промышленность к созданию "легкового" дизеля
была не готова. И вот наступил исторический момент: на Заволжском
моторном заводе в малой серии появились дизели, сконструированные
специально для "УАЗа". Именно такой агрегат - ЗМЗ-514 - и был
установлен стараниями специалистов Заволжья и московской фирмы "Защита"
под капот данного автомобиля.
Надо сказать, что поскольку этот мотор изначально
проектировался для использования на автомобилях серии "З160", то для
установки на классического "козла" пришлось маленько помудрить с
обвеской и периферией. Но в итоге двигатель разместился под капотом
очень даже грамотно. Масляный щуп, топливный и воздушный фильтры, ТНВД,
форсунки - на виду и легко доступны для обслуживания. Неудобно лишь
добираться до масляного фильтра, который можно открутить только снизу.
Впрочем, поскольку при замене масла так и так под машину лезть, то этот
момент не принципиален.
Снаружи автомобиль ничем от своих бензиновых собратьев не
отличается: железная крыша, не опускающиеся, но отвинчивающиеся стекла
дверей, "военные" мосты и барабанные тормоза. В салоне с первого
взгляда никаких изменений также не заметно. Даже ручка "подсоса"
осталась на своем месте! А вот тросик от нее, как вы понимаете, ведет в
никуда и заканчивается где-то в подкапотном пространстве... Может быть,
его оставили на случай, если кто-то надумает "скулибничать" систему
"ручного" газа с тросовым приводом? Впрочем, у меня есть и другая
версия: ручка эта, как картина из мультфильма про дядю Федора, просто
дырку закрывает… Однако внимательный взгляд наверняка засечет одну
маленькую, но не характерную для "УАЗа" деталь на передней панели. Я
имею в виду лампу, сигнализирующую о включении свечей накаливания.
Изначально она была довольно тусклой, и в солнечный день, чтобы понять,
когда можно заводить мотор, ее приходилось прикрывать рукой. В конце
концов пришлось сделать "искусственное затенение", сняв закрывающее
лампу синее стеклышко, а сверху прикрутив к панели держатель для
телефона.
Оказавшийся в наших руках автомобиль был оснащен люксовым
вариантом сидений (в той степени, насколько данное слово может быть
применено к утилитарно-армейской машине), такие кресла время от времени
встречаются и на бензиновых аналогах. Увы, очень скоро выяснилось, что
кресла хороши только внешне. Например, благодаря интегрированным
подголовникам задний ряд сложить сложнее, чем демонтировать. Передние
же сиденья люфтят в салазках и, что хуже всего, имеют склонность к
перемещению вперед-назад при езде по ухабистой дороге. Да и хлипкие
полиэтиленовые ручки регулировок удобными не назовешь. В конце концов
мне пришлось заменить передние "сидушки" более удобными креслами от
Land Rover Discovery. В остальном же и салон, и экстерьер остались
верны классическим канонам, сохранив традиционный для ульяновского
изделия стиль "легкой кривизны"...
Но вернемся к дизелю. По своим паспортным характеристикам этот
мотор показался нам весьма интересным. Судите сами: рабочий объем 2,24
л, турбина, 98 л.с. при 4000 об/мин, 216 Нм при 2250 об/мин и цепной
привод ГРМ. Мало того, топливный фильтр оказался оборудованным
автоматическим подогревателем солярки! Впрочем, нынешняя суровая зима
показала, что этого подогрева не всегда достаточно. В лучшем случае до
-25°. Когда градусник зашкаливал, приходилось прибегать к помощи
примуса и разогревать картер и топливопроводы. И еще о топливном
фильтре: он оборудован не только подогревом, но и насосом ручной
подкачки! Кстати, на машинах последних серий этот насос почему-то
отсутствует. И, между прочим, совершенно напрасно. Ведь при любом
нарушении герметичности шлангов в топливную магистраль попадает воздух.
И как его оттуда прикажете выкачивать? Так что мы рекомендуем заводу
отказаться от этого непродуманного "упрощения" конструкции.
|
Место под капотом дизель занимает несколько больше традиционного УМЗ, но скомпоновано удобно |
|
Воздушный фильтр позаимствован от "Волги" ГАЗ-3110 |
|
В системе охлаждения наконец-то пришли к электрическому вентилятору |
|
Топливный фильтр снабжен подогревом,
подкачкой и датчиком наличия воды в сорярке. Но найти к нему собственно
фильтрующий элемент в свободной продаже практически невозможно |
А вот вам картинка из жизни: на улице мороз под 20°, масло
всесезонное, солярка вроде как зимняя... Поворачиваю ключ зажигания.
Загорается лампочка свечей накаливания - и стрелка вольтметра прыгает
влево, на границу красной зоны. Секунд через тридцать лампочка гаснет.
На всякий случай прогреваю свечи еще раз и включаю стартер. Да, судя по
вольтметру, штатного уазовского аккумулятора в таких условиях маловато.
Впрочем, двигатель все же раскручивается и довольно быстро отзывается
ровным тарахтеньем. Звук мотора, кстати, напомнил мне старый добрый
2,5-литровый турбодизель Land Rover. Ну разве что самую чуточку
погромче. Но отбросим ассоциации. За десяток минут работы на холостом
ходу стрелка температуры охлаждающей жидкости едва-едва отклонилась
вправо. А что вы хотели от дизеля? Всем известно, что эта штука на
холостом ходу греется очень долго, а потому дальше будем прогревать в
движении под небольшой нагрузкой. Кстати, судя по тахометру, холостые
обороты мотора 520, а по паспорту должно быть 750. Нестыковка
объясняется очень просто: "правильный" тахометр под этот двигатель пока
не придумали и установщикам пришлось довольствоваться универсальным
электронным прибором. В общем, так или иначе, поправку в голове держать
приходится постоянно. Но это не единственное алгебраическое упражнение,
которое требуют приборы. Дело в том, что если тахометр занижает, то
тандем спидометр-одометр (при штатных колесах), напротив, увеличивает
показания процентов так на 15. Объясняется это тоже очень просто:
шестеренка спидометра на машине "колхозная", а мосты "военные"...
Спустя некоторое время после начала эксплуатации место штатной
резины заняли покрышки размерностью 255/85 R16. Помимо того что они
приподняли машину, добавив ей проходимости, эти шины несколько повысили
и крейсерскую скорость. Что, впрочем, не отменяет грусти по поводу
отсутствия пятой передачи. Ехать быстрее 90 км/ч, конечно, можно, но...
громко. Шум начинает давить на уши. И это несмотря на то, что в
дизельном варианте "козла" акустическая составляющая не сильнее, чем в
бензиновом, - "Защита" провела дополнительную шумоизоляцию, заодно
избавив машину от некоторых заводских дефектов типа замятой тормозной
трубки, сломанной ручки двери багажника, недодуманной электрики и
прочих "мелочей". Ну да ладно, скорость скоростью, а между тем с
динамикой у автомобиля все в порядке. Даже на укрупнившихся колесах
"УАЗ" позволяет буквально одним прыжком осуществить мощный разгон под
гул раскручивающейся турбины, стоит только посильнее нажать на газ.
Турбояма, правда, ощущается и не позволяет "выстрелить" при старте с
места, но к такой особенности двигателя довольно быстро привыкаешь. Тем
более что наддув включается без резкого рывка. По городу в неспешном
режиме вообще можно катиться как на автомате, переключаясь с четвертой
передачи лишь на светофорах. Да и на бездорожье диапазон передаточных
чисел и тяга двигателя в нижнем диапазоне оказались что надо. Машина
способна штурмовать особо опасные места "внатяг", не опасаясь, что в
какой-то момент мотора просто "не хватит". Скажу больше: для этого
"УАЗа" не проблема и средних размеров бревно, упавшее поперек дороги на
крутом подъеме. Оно аккуратно преодолевается на холостых оборотах (при
включенной пониженной передаче).
А еще меня приятно поразила эффективность торможения
двигателем. Мотором можно осадить машину едва ли не быстрее, чем
штатными тормозами! Что опять же хорошо на сильнопересеченной
местности" когда потребуется спуститься с очень крутого склона. В
общем, мотор что надо. Единственное, что не удалось подсчитать (в
основном из-за погрешностей одометра), - так это точный расход топлива.
Впрочем, субъективно он не велик и, что самое удивительное, примерно
одинаков и на трассе, и в городском цикле (на бездорожье аппетит,
разумеется, выше, но ненамного).
Нам с самого начала было любопытно, как на дизельном автомобиле
реализована система питания из двух баков. Оказалось, что под
водительским сиденьем спрятан привычный любому "козловоду" кран. Однако
наша радость от применения такой простой и проверенной временем схемы
продолжалась лишь до тех пор, пока не пришлось переключиться на правый
бак... Стрелка уровня топлива буквально рванула к нулю. Неужели
пробили? Или что-то с ТНВД? И тут я зачем-то снова переключил показания
прибора на датчик левого бака. И что же? К моему удивлению, в нем не
только оказалась солярка - ее с каждой минутой становилось все больше и
больше! Не веря своим глазам, я остановил машину, вышел и открыл крышку
горловины. Датчик не врал, и уровень топлива действительно медленно, но
верно подбирался к половине бака. Мистика какая-то! Оказалось, совсем
не мистика... Просто слив "обратки" авторы мотора вывели исключительно
в левый бак. За счет этого топливо и уходило "налево". На первый взгляд
ничего страшного в этом нет (окромя эмоционального шока), но если,
пользуясь правым баком, вовремя не переключиться обратно, то из левой
горловины польется самый настоящий солярочный фонтан. А значит, правую
емкость можно воспринимать исключительно как "резервную канистру"...
Впрочем, все мелочи. Так же как и оказавшаяся не стойкой к
солярке одна из трубок топливопровода (заменена в первые дни
эксплуатации), и выведенные на 10-амперный предохранитель (заменен)
свечи накаливания, и протершаяся от вибраций на 11-й тысяче километров
неудачно проложенная трубка гидропривода сцепления. Эх, похоже, крепко
нас приучил родной автопром к тому, что все мелочи, пока мотор не
отвалился! Но в данном случае достоинства машины действительно
перевешивают. Ведь можно сколько угодно говорить о том, что нужна
пятиступенчатая коробка, герметичный салон, опускные стекла и т.п., но
сам факт появления на таком автомобиле, как "УАЗ", современного
турбодизеля - огромный шаг вперед. И пусть пока это только предсерийный
образец внедорожника, направление движения верное. Источник: Club 4x4 №05 2003
Источник: http://www.monsters.4wd.ru/tech/uaz-d/uaz-d.shtml |