В этом году исполняется 50 лет с
начала полномасштабного производства ульяновской «буханки» –
УАЗ-450. Интересно, что на ее базе был создан ряд оригинальных
опытных образцов.
|
|
| 70-е годы. Один из поздних вариантов
экспериментального вездехода-амфибии. |
Ульяновский автомобильный завод начал
свою деятельность в мае 1942 года как филиал ЗИС. Предприятие в
Ульяновске получило название «УльЗИС» и занималось производством
легендарного «Захара» – ЗИС-5В, а в конце 1943 года освоило сборку из
«ленд-лизовских» машинокомплектов американских грузовиков
Studebaker. В послевоенное время здесь развернули сборку ГАЗ-ММ, а
с 1954 года параллельно с «ГАЗом» наладили выпуск внедорожников
ГАЗ-69. Недостатки последнего – отсутствие закрытой версии и
малая грузоподъемность. Стоит отметить, что в то время набирала
обороты «холодная война» между Советским Союзом и бывшими союзниками по
антифашистскому блоку. Едва оправившись от тяжелейших потрясений,
страна наращивала военное могущество, поэтому вся автомобильная
техника проектировалась с учетом ее возможного армейского
применения. | | 1956 год. За
оригинальную двухцветную окраску и необычное решение
облицовки радиатора опытный образец УАЗ, разработанный
художником Владимиром Арямовым, метко прозвали «сорокой». |
Опытные образцы УАЗ-450 сразу же
примерили «медицинский костюм». |
Задача создать автомобиль с
закрытым кузовом и грузоподьемностью 0,8–1,0 т была поставлена перед
инженерами Ульяновского завода в 1954 году. Чтобы решить ее как можно
быстрее и экономически эффективнее, рекомендовалось максимально
унифицировать будущую модель с узлами и агрегатами ГАЗ-69. В отделе главного конструктора приступили к работе
одновременно по всем направлениям. Специалисты прорабатывали два
варианта: модернизация машины на базе ГАЗ-69 или создание
принципиально иной модели на его платформе. Ульяновцы пошли
революционным путем, построив первый советский грузовой автомобиль
бескапотной компоновки с кабиной над двигателем. Благодаря этому
существенно вырос объем кузова при неизменной длине машины. За счет
новой подвески и шин размерностью 8,40-15 грузоподьемность удалось
увеличить до 750-800 кг. |
|
1959
год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В (справа)
отличался дверями, открывающимися против хода и десятью
окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году,
получила традиционные двери и 6 окошек в крыше. |
Первые прототипы разрабатывались
по проекту известного советского художника-конструктора Владимира
Арямова. Машину отличали два ветровых стекла и ниспадающая в задней
части линия крыши. За необычную облицовку передка с большой
хромированной буквой «у» машину метко прозвали «сорокой». При разработке базовой модели фургона, получившего
индекс 450, предусматривалось создание на его базе нескольких
модификаций, в том числе санитарной 450А, грузовой 450Д и
микроавтобуса 450В. Так, например, грузовичок получил двухместную
цельнометаллическую кабину, расположенную над двигателем, а также
отопитель салона и устройство для обдува ветрового стекла теплым
воздухом. | |
1959 год. Опытный образец
автопоезда с седельным тягачом УАЗ-452П и полуприцепом
УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т. | Начало 60-х. Вся масса этого опытного снегохода
АС-1 приходится на специальные лыжи, а колесный движитель
полностью разгружен. |
К осени 1957 года различные опытные образцы
перспективного семейства прошли заводские и межведомственные
испытания. УАЗ-450 пересек Каракумы, побывал на Памире, в Казахстане и
за Полярным кругом. В процессе испытаний оценивались многие
характеристики машин, в том числе комфортабельность. Во время дорожных
тестов «санитарной» версии в салоне на носилках уложили условно
больных. Автомобиль двигался по самой разбитой и ухабистой дороге
на протяжении многих километров. По окончании пробега члены
приемной комиссии собрались расспросить «больных», удобно ли им
было ехать. Однако, подойдя к автомобилю, они услышали храп в кузове:
все спали крепким сном. Несмотря на то, что
заказчиками нового семейства выступало Министерство обороны, фургону
нашлось применение и в других областях. Например, торговые работники
быстро оценили его возможности для доставки товаров за пределы крупных
населенных пунктов, причем в любую погоду и на любом бездорожье.
Испытания показали высокую проходимость автомобиля на пересеченной
местности, а также подтвердили его способность преодолевать броды и
покорять гористую местность.Естественно, что в процессе тестов
проявились и недостатки. Так, например, нагрузка на переднюю ось
оказалась очень высокой, а при движении задним ходом водителю
требовалось открывать дверь для контроля движения, что было крайне
неудобно. | | 1962 год.
Полугусеничный УАЗ-451С . Вместо передних колес - лыжи. |
Экспериментальный вездеход
УАЗ-492 имел четыре гусеницы. |
Опытный образец УАЗ-450, с внесенными в него по
результатам межведомственных испытаний изменениями, представили в
министерстве и утвердили в апреле 1957 года. В автомобиле содержалось
1026 оригинальных деталей и сборочных узлов, в том числе 491 –
шасси и 535 – кузова. Теперь необходимо было наладить серийное
производство в соответствии с требованиями Приказа министра
автомобильной промышленности, датированного 16-м января 1957 года. В
частности, директору УАЗа Федченко и главному инженеру Алтухову
вменялось в обязанность создать к 1 января 1958 года мощности на
выпуск 4 тысяч УАЗ-450 в год. Ульяновцы делали все возможное, чтобы
в установленные сроки обеспечить старт производства новинки. К маю
57-го закончилась разработка технологических процессов. Самым узким
местом в подготовке к производству стало изготовление крупных холодных
штампов, поэтому полноценная сборка модели на главном конвейере
началась лишь в 1958 году. |
|
Начало 70-х.
Экспериментальный образец трехосного полноприводного УАЗа.
Грузоподъемность – 2 т. | 1973 год. Еще одна опытная, 16-местная
модификация с колесной формулой 6х6. |
Познакомиться с новыми моделями семейства УАЗ-450
советские граждане смогли на Всесоюзной промышленной выставке,
которая проходила в Москве на территории ВДНХ. Спустя некоторое время
модельную линейку расширили за счет 10-местного микроавтобуса,
«санитарного» автомобиля, машины для коммунальных служб и даже
передвижной телевизионной станции. В КБ разрабатывались и другие
оригинальные версии, например, снегоходы и седельные тягачи. 8 мая 1959 года подписан первый приказ об изготовлении
на экспорт 35 санитарных модификаций. 24 экземпляра отправились в
Албанию, 10 – в Индонезию, а одна – в Сирию. Встав на конвейерную
ленту, семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. За это
время произведено 55319 автомобилей разных модификаций, после чего
450-й уступил свое место новой модели – УАЗ-452. Она стала отправной
точкой для последующей модернизации семейства и создания различных
экспериментальных моделей, в том числе трехосных и даже амфибии.
Сергей Иванов По материалам ОАО «УАЗ»
Источник: http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/UAZ-450-13423.html |