Журнал «Автотрак» уже рассказывал про знаменитый Mercedes-Benz
Unimog. Спору нет, автомобиль уникальный, но есть у немецкого
«конька-горбунка» не менее примечательный заокеанский коллега - HUMMER.
Казалось бы. что может объединять столь разные машины? Однако несколько
общих черт у них всё же есть. Это невероятная проходимость,
обеспечиваемая необычной конструкцией. Это надёжность и
неприхотливость. Это многочисленные поклонники, объединяющиеся в клубы и
регулярно проводящие внедорожные «покатушки» на этих
автомобилях-символах. В конце концов, «хаммер» как и «унимог», тоже
может быть «рабочей лошадкой»...
Для начала разберёмся в тонкостях происхождения самого «хаммера». Как и в
случае с «унимогом», корни «американца» уходят в военное прошлое. В
1979 г. армия США объявила среди нескольких фирм - производителей
военной техники конкурс на создание лучшего «транспортёра переднего
края» - HMMWV (High Mobility Multi-purpose Wheeled Vehicle -
высокомобильного многоцелевого колёсного транспортного средства). Этот
оперативно-тактический автомобиль должен был заменить сразу несколько
моделей устаревших джипов и лёгких грузовичков. Армия явно нуждалась в
современном, надёжном и универсальном автомобиле для выполнения широкого
круга задач - от транспортных операций до несения специального военного
оборудования и оружия.
Лучше и быстрее всех задание выполнила компания AM General Corporation,
прямая наследница фирмы - создателя легендарного «виллиса».
Разработанные ею прототипы успешно выдержали сколько месяцев тяжелейших
тестов на бездорожье. После испытаний, за время которых машины прошли
около 900 000 (!) километров, выяснилось, что творение инженеров AM
General полностью соответствует (а по прочности даже превосходит)
требованиям, которые были предъявлены армией! Принятый на вооружение
HUMVEE (так упрощённо произносится сложное обозначение HMMWV) тихо-мирно
«дослужил» до начала 90-х годов, а потом...
...Потом были известные события в Персидском заливе и знаменитая
операция «Буря в пустыне», в ходе которой американцы использовали
несколько тысяч HUMVEE. По сути, это было первое боевое крещение
автомобиля. А так как все происходящее широко освещалось в прессе и по
телевидению, в объективы фото- и телекамер попал и наш герой. После
этого, согласно расхожей версии, в AM General Corporation неожиданно
обратился... сам Арнольд Шварценеггер! Причём обратился не просто так, а
с просьбой сделать для него гражданский вариант. Видимо, насмотревшись
по телевизору, как нагруженный оружием и бравыми американскими
рейнджерами HUMVEE лихо раскатывает по барханам Аравийской пустыни, Арни
возгорелся желанием заиметь себе такого же монстра.
Причём кроме Шварценеггера желающие «завести» себе подобную «зверюгу»
нашлись среди нефтяных шейхов, спортсменов, кинозвёзд и прочей публики,
впечатленной свирепым обликом невиданного автомобиля.
В итоге в 1992 г. AM General выпустила на рынок гражданскую версию
военного HMMWV, которая и получила название HUMMER. Бытует мнение, что
сие грозное имя переводится как «кувалда». Увы, оно только созвучно с
английским hammer. На самом деле HUMMER значит «жужжалка», к тому же это
аббревиатура (привет из армии!): High Utility – высокая
универсальность, Maximum Mobility – максимальная проходимость, Easy
Riding – лёгкое управление. Технически HUMMER и HMMWV схожи друг с
другом и различия между ними минимальны. Просто по сравнению с военным
гражданский вариант сделан с претензией на роскошь и легализован для
уличного движения. Он имеет усиленную шумо-виброизоляцию и более удобный
салон с кондиционером, электропакетом, аудиосистемой и прочими
наворотами, которые так любят американцы. Кузова «хаммера» (предлагаются
2- или 4-дверный пикап и 5-дверный универсал) имеют до 10 вариантов
окраски, а салон можно отделать кожей и деревом. (Ну ни в чем янки себе
не отказывают!) В остальном это все тот же могучий армейский суперджип,
поражающий своими параметрами и возможностями.
Как и хотели военные, автомобиль получился приземистым, что делало его
малозаметным на открытой местности. Тем не менее при «росте» в 190 см
HUMMER имеет минимальный дорожный просвет в 406 мм. Благодаря ширине
почти 2,2 м, 180-сантиметровой колее, низкому центру тяжести и
отсутствию свесов вездеход демонстрирует чудеса устойчивости и
проходимости. Автомобиль, имея на борту от полутора до двух тонн груза,
влезает на 60-градусный склон и выдерживает 40-процентный поперечный
крен. С вынесенными на крышу воздухозаборником и глушителем дизельный
HUMMER штурмует водные преграды глубиной до 152 см, преодолевает
метровые сугробы и легко переезжает через полуметровые стены.
Основой внедорожника служит мощная рама с пятью поперечинами. На неё
через резиновые подушки устанавливается кузов, склёпанный из алюминиевых
панелей. Такое решение, кроме выигрыша в массе, давало высокую
антикоррозийную защиту, а в случае аварии повреждённая панель просто
меняется без сложного ремонта. Но главный интерес для военных был в том,
что модульная конструкция позволяла на одном базовом шасси строить
десятки модификаций.
Огромный дорожный просвет достигается благодаря полностью независимой
подвеске и монетарным редукторам, вставленным в ступицы колёс.
(Ступичные редукторы, кроме повышения клиренса, снижают нагрузки на
трансмиссию и многократно увеличивают крутящий момент, достигающий 18
000 Нм на каждом колесе!) Вдобавок все свисающие агрегаты предельно
«поджаты» и упрятаны между лонжеронами рамы, так что цепляться за землю
машине просто нечем.
Кроме того, можно установить дополнительную защитную «клетку», которая
словно панцирь прикрывает днище «хаммера». В общем можно смело пускаться
во все тяжкие, без боязни оторвать или повредить в непролазном болоте
какой-нибудь узел. В движение военные и гражданские модели
«суперпроходимца» приводят V-образные 8-цилиндровые двигатели концерна
General Мotors. Один бензиновый (для «цивильной» версии) и три дизельных
мотора объёмом от 5,7 до 6,5 л, развивают мощность от 150 до 195 л.с.
Особенностью дизелей, кроме огромного крутящего момента «на низах»
является их моторесурс, доходящий до миллиона километров. С такими
«першеронами» под капотом автомобипь при собственной полной массе до
4600 кг без проблем тянет 3,8-тонный прицеп! Правда, с самым мощным
мотором даже порожняя машина «поспешает медленно»: максимальная скорость
- до 134 км/ч, набор «сотни» занимает 20 с. А зачем быстрее? Это
все-таки не легковушка. Зато не каждый легковой автомобиль начала 90-х
мог похвастаться дисковыми вентилируемыми тормозами спереди и сзади! А
сейчас за доплату предлагается противобуксовочная и противоугонная
системы темы. Неплохо для джипа?
Внедорожное «вооружение» автомобиля состоит из постоянного полного
привода с блокируемым межосевым дифференциалом и здоровенных (диаметр -
92 см, ширина - 31 см) покрышек с системой контроля давления.
Плюс электролебёдка WARN с тяговым усилием в 5,4 т. Есть тут и чисто
армейские штучки, унаследованные «мирным» вариантом. Благодаря
специальному бандажу на ободе колеса «хаммер» может проехать около 32 км
на проколотых шинах. Лебёдка же защищена от влаги и может без проблем
«нырять» в воду, что называется, «с головой».
Так как военные требовали максимально упростить и облегчить управление,
вездеход комплектуется только автоматическими 3- или 4-ступенчатыми КПП с
пониженным рядом передач. Заметим, что для повышения надёжности
трансмиссия имеет централизованную систему вентиляции, а двигатель,
коробка передач, гидроусилитель руля и раздатка оснащены ещё и
радиаторами для охлаждения масла.
Как уже отмечалось выше, такой автомобиль оказался востребован не только
в армии, но и на «гражданке». Причем востребован не только как любимая
«игрушка» персон типа Сильвестра Сталлоне, Майка Тайсона, Денниса
Родмана и других не менее известных личностей. Сейчас сотни «хаммеров»
выполняют работу в разных областях промышленности и коммунального
хозяйства. Они трудятся в настоящих «медвежьих углах», где нужны
универсальность, выносливость и, главное, безграничная проходимость. Их
используют лесники и полицейские, геологи и нефтяники, строители и
фермеры. «Хаммеры» возят грузы и пассажиров, чистят улицы, поднимают
тяжести, копают траншеи, бурят скважины, тушат лесные пожары, работают
инкассаторами и спасателями i горах и прочих труднодоступных местах –
всех вариантов не перечислишь. Многочисленные американские фирмы -
производители специального оборудования и надстроек могут установить на
машину практически все, что пожелает заказчик. Дошло до того, что на
базе «хаммера» уже стали строить лимузины и трёхосные дома на колёсах!
Представьте себе, в лимузине - на охоту, кабанов гонять...
Кроме США и Канады, «хаммер» поставляется ещё в 30 стран мира. Есть эти
автомобили и на необъятных просторах России и стран СНГ.
Правда, всего несколько десятков, и «работяг» среди них нет. Почему?
Во-первых, машина слишком экзотична. И не все знают, что «хаммер» может
работать, к примеру, как экскаватор или бензовоз. Во-вторых, цена самой
машины у официального московского дилера «Тринити моторс» превышает $110
000 (подержанные или неофициально ввезённые машины ненамного дешевле), а
со спецоборудованием – и того дороже. Ничего не поделаешь, «хаммер»
даже в богатой Америке не каждый себе позволит. Поэтому, если у нас
такой автомобиль и покупают, то весьма не бедные люди, и только для
себя, чтобы беззаботно раскатывать на нем по бездорожью, как на танке.
Источник: http://www.autotruck-press.ru/archive/number55/article347 |