В 50-е ГОДЫ ПРОИЗВОДИТЬ АВТОМОБИЛИ было легче! Если не учитывать
специализированное производство шестицилиндровых модификаций для такси,
то в этом десятилетии Volvo могла ограничиться производством
четырехцилиндровых двигателей. Модельный ряд Volvo был ограничен: он
включал модель PV444/544 и Amazon, а ожидания покупателей и
законодательные требования были очень похожи во всем мире. После 50-х
практически во всех отраслях отмечается развитие и совершенствование
технологий. Требования и ожидания покупателей растут, растут продажи и
объемы производства. В этой ситуации есть все основания предложить
различные типы двигателей с различными характеристиками. Со временем
выбор двигателей стал настолько обширным, что, казалось, он выходит
из-под контроля. Такая ситуация была невыгодна как для производителей,
так и для покупателей автомобилей.
В 80-х компания осознает, что необходимо создавать более однотипные
двигатели. В Volvo разрабатывается семейство так называемых модульных
двигателей, которые получили название «Серии N». Дерек Краб,
руководитель подразделения по разработке двигателей Volvo Cars,
считает, что это был ловкий ход со стороны Volvo.
«В компании осознали, что в недалеком будущем необходимо будет
производить около 500 000 двигателей в год», — говорит Дерек Краб.
«Удовлетворить ожидания большинства клиентов можно было лишь в том
случае, если компания смогла бы предложить выбор четырех-, пяти- и
шестицилиндровых двигателей. Нужен был атмосферный двигатель, а также
двигатель с турбиной малого и высокого давления — это значит, необходимо
было производить девять базовых версий двигателей. Это было правильное
решение: мы смогли разработать модульный двигатель, на базе которого
можно было создать дизельный двигатель с четырьмя, пятью и шестью
цилиндрами», — вспоминает Дерек Краб.
Руководствуясь такой концепцией, компания приступила к планированию
завода, производственные мощности которого позволили бы гибко изменять
производственные процессы и производить либо бензиновые, либо дизельные
двигатели в соответствии с рыночным спросом.
«Модульный двигатель и завод по производству модульных двигателей — великолепная идея!» — продолжает Краб.
Вскоре идеи были претворены в реальность, и Volvo Cars запустила
производство современных двигателей — в Скевде был построен новый завод
по производству двигателей.
Одна из базовых долгосрочных концепций, принятая в Volvo Cars,
заключалась в том, что автомобили Volvo будут базироваться на
переднеприводной платформе. Такая конфигурация позволяет обеспечить
большие зоны деформации. Кроме этого, на переднеприводной платформе
можно предусмотреть семиместный салон. Однако такая концепция не
позволяла устанавливать двигатель продольно в моторном отделении.
Устанавливать четырех- и пятицилиндровые двигатели поперечно довольно
просто, но в компании осознавали, что устанавливать таким образом
рядный шестицилиндровый двигатель будет сложно. Поэтому в отделе по
разработке двигателей Volvo Cars инженеры стали создавать двигатели,
руководствуясь сверхкомпактными размерами.
«Мы разработали особые методы и технологии. В течение нескольких лет мы
создавали компактные рядные шестицилиндровые двигатели, которые
устанавливались поперечно с обычной автоматической КПП, — рассказывает
Краб. — В действительности современный шестицилиндровый двигатель по
длине не отличается от прежних версий пятицилиндровых двигателей».
Volvo Cars продолжает работы по созданию сверхкомпактных двигателей.
Отчасти это позволяет компании реализовать современный скандинавский
дизайн, предлагая просторный и насыщенный светом салон автомобиля.
Использование компактных поперечно устанавливаемых двигателей
соответствует главной концепции в обеспечении безопасности Volvo Cars.
Безопасность и просторный салон — это два наиболее важных принципа,
которыми руководствуются в Volvo Cars в процессе создания новых моделей.
Volvo 850 был представлен летом 1991 года и сразу же завоевал симпатии
журналистов автомобильной отрасли. Это был результат одного из самых
крупных промышленных проектов, реализованных в Швеции. Volvo 850 не был
первым переднеприводным автомобилем Volvo, но во многих отношениях это
был уникальный автомобиль. Наследие моделей Volvo 850 GLE и GLT
актуально и по сей день.
С самого начала скоростная модель Volvo 850 GLT с двигателем мощностью
170 л. с. привлекла к себе внимание, и на то были весомые причины.
Модель Volvo 850 GLE 140 л. с, предлагавшая комфортную езду, также не
осталась без внимания.
В действительности новый модульный двигатель дебютировал за год до
выхода модели 850 — это был рядный шестицилиндровый B6304F, которым
комплектовался Volvo 960, вышедший на рынок в августе 1990 г. Подобно
модели Volvo 760, дебютировавшей в 1982 году, модель Volvo 960
продержалась более десятилетия.
Наибольшего внимания заслуживала конфигурация установки двигателя в
новом Volvo 850 — двигатель был закреплен поперечно. Volvo 850 GLT
комплектовался рядным пятицилиндровым двигателем объемом 2.5 литра. Это
был удивительно компактный двигатель, и с ним сочеталась столь же
компактная КПП. Небольшие размеры двигателя (всего 948 мм) позволили
инженерам Volvo установить его поперечно — ни один другой производитель
автомобилей не предлагал до сих пор поперечно устанавливаемый
пятицилиндровый двигатель с приводом на передние колеса.
Рядный пятицилиндровый двигатель вовсе не был компромиссным решением: он
требовал немного места в моторном отделении, отличался малым весом,
экономичностью четырехцилиндрового двигателя и предлагал комфортную
езду, плавность и мощность, достойные шестицилиндрового двигателя.
Другими словами, этот двигатель предлагал лучшее, что можно было ожидать от четырех- и шестицилиндровых двигателей.
В конструкции двигателя были реализованы два верхних распределительных
вала, четыре клапана на цилиндр (два в модификации GLE) и высокая
степень сжатия (10.5:1). Техническая продуманность двигателя и
трансмиссии позволили свести к минимуму нежелательные вибрации.
Штампованный блок цилиндров выполнен из алюминия. Большое внимание было
уделено снижению шумов в конструкции самого блока цилиндров — для этих
целей с внешней стороны были предусмотрены ребра жесткости.
В 80-х годах в Volvo Cars были выработаны приоритеты, которые
учитывались при разработке двигателей и которые соблюдаются по
сегодняшний день:
• Уровень выброса отработавших газов
• Топливная экономичность
• «Удовольствие от вождения»
• Характеристики мощности
Безусловно, между этими параметрами существует взаимозависимость,
поэтому крайне сложно изменить один из параметров, не затронув другие.
Разработчики модели 850 были сосредоточены на «удовольствии от
вождения» и характеристиках мощности, однако они не могли не учитывать
другие параметры, например, расход топлива.
Поэтому была создана система газораспределения с изменяющимися фазами
на впуске, что позволило одновременно обеспечить высокий крутящий
момент на низких оборотах и высокую мощность на высоких оборотах. При
этом во всех режимах двигатель демонстрировал оптимально низкие
характеристики расхода топлива.
В конфигурации двигателя была реализована технология V-VIS (система
изменяемых фаз на впуске). Впускной коллектор расположился в передней
части двигателя, а выпускной коллектор разместился с другой стороны
между двигателем и перегородкой, отделявшей его от салона.
Таким образом, каталитический нейтрализатор мог быть установлен как
можно ближе к двигателю, и это позволяло ему быстрее включаться в
работу после пуска двигателя. В результате был снижен выброс вредных
веществ в выхлопных газах.
Расстояние между осями цилиндров в двигателе Volvo 850 составило всего
лишь 91 мм, благодаря этому обеспечивались компактные размеры двигателя.
Более того, в этом двигателе необходимо было предусмотреть более
длинный ход поршня по сравнению с предыдущими моделями двигателей
Volvo.
Диаметр цилиндра составил 83 мм, а ход
поршня — 90 мм. Шатуны и коленчатый вал
были выполнены из ванадиевой стали. Коленчатый вал устанавливался в шести коренных подшипниках с десятью противовесами.
В двигателе использовались две электронные системы управления: одна для
системы впрыска топлива и другая — для системы зажигания. Обе системы
были разработаны на базе подобных систем, применявшихся в
четырехцилиндровых двигателях Volvo. Практически все компоненты
электронных систем и все реле были компактно размещены в одном месте в
моторном отсеке.
Volvo 850 GLT был автомобилем «для водителя» — удобное управление,
большие скорости и уверенная посадка на дороге. Volvo 850 GLT развивал
100 км/ч за 9.2 секунды, а максимальная скорость была в пределах 212
км/ч.
В августе 1993 г. на рынок вышла модификация Volvo 850 Turbo. Это был
самый мощный двигатель, разработанный в Volvo, — 225 л. с. В мае 1995
г. за тур-боверсией последовала дизельная версия Volvo 850 TDI. Подобно
другим версиям модели 850 этот автомобиль комплектовался
пятицилиндровым двигателем, разработанным инженерами Volvo в
сотрудничестве с компанией Volkswagen. Дизельный двигатель производился
на предприятиях Volkswagen. Мощный и экономичный 2.5-литровый двигатель
выдавал 140 л. с.
Осенью 1995-го Volvo представила еще одну новинку, отличавшуюся
невиданными параметрами мощности: модель850 Re 2.5-литровым двигателем
(250л. с). Максимальная скорость этой модели достигала 250 км/ч.
Несмотря на такие высокие характеристики мощности, двигатель
располагался поперечно с приводом на передние колеса — и никаких
проблем!
Летом 2001 г. Volvo выводит первый автомобиль с дизельным двигателем,
который был от начала идо конца разработан в стенах Volvo. Название D5
свидетельствовало о том, что это был дизельный пятицилиндровый
двигатель. Подобно другим модульным двигателям блок цилиндров и головка
блока цилиндров D5 были выполнены из алюминиевого сплава. Конструкция
двигателя включала четыре клапана на цилиндр, два верхних распредвала,
систему впрыска топлива common rail и турбину типа VNT (турбина
изменяемой геометрии). Максимальная мощность этого двигателя составляла
163 л. с. при 4 000 об/мин, а максимальный крутящий момент — 340 Нм в
диапазоне от 1 750 до 3 000 об/мин.
При диаметре цилиндров 81 мм и ходе поршня 93.2 мм рабочий объем двигателя составил 2 401 кубический сантиметр.
Представляя двигатель D5 журналистам, Дерек Краб отметил пять ключевых
требований, которыми руководствовались инженеры компании, создавая новый
двигатель: высокий крутящий момент, низкий уровень шумов, низкий
уровень выброса отработавших газов, малый вес и топливная экономичность.
Дерек Краб подробно рассказал, как создателям удалось выполнить все
поставленные требования. Он привел один пример: применение нового
поколения технологии впрыска топлива common rail (с использованием
более мощного топливного насоса и инжекторов) позволило увеличить
давление впрыска топлива.
Результат — больше мощности, более чистый выхлоп и низкий расход топлива.
Более всего разработчики двигателя стремились снизить расход топлива и
уровень шумов. Результат действительно оказался впечатляющим. Вскоре
журнал Teknikens VarLd писал о новом двигателе: «...этот двигатель
поистине работает очень тихо. Двигатель отличается равномерной работой и
«цивилизованными» манерами. Он наделен отличной тягой с самых малых
оборотов. Мощность нарастает до 4 000 об/мин, и затем как и все
дизельные двигатели он быстро перестает увеличивать тягу».
Новый двигатель устанавливался на моделях Volvo S80 и S60, а через
несколько месяцев новый дизельный двигатель получила модель V70.
Изначально двигатель комплектовался механической пятискоростной КПП, но
когда D5 стали устанавливать на V70, к механической КПП добавилась
пятискоростная автоматическая трансмиссия.
По характеристикам мощности этот двигатель не отличался от передовых
бензиновых двигателей: первая модель Volvo S80 с D5 набирала 100 км/ч с
места за 9.8 секунды, при этом максимальная скорость была 210 км/ч.
Источник: http://www.volvolife.ru/motor/50.php |