Андрей СУДЬБИН, Иван ЕВДОКИМОВ, фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
О французах идет слава как о людях достаточно прижимистых. Но и самые прижимистые люди делают подарки, и иногда подарки эти входят в историю. Например, Франция подарила Америке статую Свободы, путешественника Рене Робера Кавелье де Ла Саля, давшего имена Луизиане и Нью-Орлеану, и, что для нас гораздо важнее, Антуана де Ла Мотт Кадиллака, основавшего Детройт. А еще Франция подарила Америке и миру Jeep Cherokee. При чем тут Франция? Сейчас узнаете!
История марки Jeep, как хорошая раллийная трасса, богата крутыми поворотами. В 1970 году права на производство автомобилей Jeep перешли от фирмы Kaiser к корпорации American Motors. Это было удачное приобретение, и в 1974-м появился первый автомобиль по имени Jeep Cherokee. Вот только к герою нашего рассказа эта машина не имеет никакого отношения. Первый Cherokee представлял собой трехдверную версию Jeep Wagoneer и носил общее с ним буквенное обозначение SJ. Это был большой полноразмерный (full-size по американской классификации) рамный внедорожник с роскошным салоном, кондиционером, на мостах Dana 44, оснащенный мощным V8 объемом 5,9 литра. Собственно, именно Wagoneer/Cherokee, а вовсе не Range Rover Classic, был первым по-настоящему комфортабельным SUV. Машины прекрасно продавались - например, в 1979 году их было произведено 66 620 штук. Но тут грянул энергетический кризис и начался период временного заката всего американского автопрома. В 1980-м было продано всего лишь 7 614 Cherokee SJ. Не лучше обстояли дела с продажами и дорожных машин фирмы АМС. Один вид на безумные очереди у бензоколонок наводил американских покупателей на мысль о визите в салоны дилеров значительно более экономичных европейских и японских марок.
Руководство АМС решило поправить положение путем альянса с какой-нибудь крупной европейской фирмой. В качестве партнера была выбрана французская фирма Renault. Сказано - сделано, и в 1980 году 46 процентов акций АМС перешло в руки французского концерна, а в 1982-м началась сборка компактной легковушки Renault Alliance на заводе в городе Кеноша, штат Висконсин. Покупатель встретил новинку более чем прохладно, да и сам концерн Renault оказался не лучшим партнером. У него было полно своих собственных проблем, и дела заокеанского пасынка волновали руководство концерна не слишком сильно. Но вот разработанный в недрах Renault проект компактного (по американским понятиям) внедорожника, абсолютно не нужный, как тогда казалось европейцам, пришелся за океаном как раз ко двору. Легкий, проходимый, динамичный автомобиль с несущим кузовом был представлен американской публике в 1983 году как Jeep Cherokee XJ 1984 модельного года. И это стало сенсацией! Автомобиль пользовался бешеной популярностью и сразу стал в Америке бестселлером. В первый же год было продано более 78 тысяч автомобилей.
От своего предшественника Cherokee SJ новая машина унаследовала... да ничего она не унаследовала, кроме имени. Автомобиль был много меньше (в американской терминологии mid-size) и с несущим кузовом. Хотя, если разбираться, рама у Cherokee все же есть, но лонжероны ее вварены в структуру кузова. Такая схема получила название uniframe, или frame-in-body. Кузов получился весьма прочным и легким, Cherokee весил менее полутора тонн, а двигатели на нем устанавливались весьма по тем временам мощные - рядная «четверка» AMC-150 (2,5 литра, 105 л.с.) и GM-173 V6 объемом 2,8 литра и мощностью 115 лошадиных сил. Кроме того, Cherokee оснащались дизельными двигателями Renault J8S 814 (или J8S 890). Дизельные «индейцы» предназначались для поставок в Канаду и Европу. Все эти моторы комплектовались механическими пятиступенчатыми КПП Aisin AX-5 и Peugeot BA.10/5 или автоматическими трехступенчатыми 30RH и 32RH. Полный привод обеспечивала двухскоростная раздаточная коробка NP207 c передаточным отношением 1:2.61. В 1987 году ее сменила NP231 c передаточным отношением 1:2.72. Эти коробки обеспечивали жесткое подключение переднего моста. Такая схема part-time трансмиссии получила фирменное наименование Command Trac. В том же 1987 году на Cherokee начали устанавливать раздаточную коробку NP242, снабженную блокируемым межосевым дифференциалом. Эта коробка позволяла использовать полный привод на твердых сухих покрытиях и именовалась Quadra-Trac. Справедливости ради следует сказать, что и на машинах 1984 - 1986 годов можно найти вариант раздаточной коробки с постоянным полным приводом. Это NP229. В инструкции по эксплуатации этой коробки сказано, что для того, чтобы обеспечить полную смазку коробки, нужно периодически ездить в режиме полного привода. Но кто читает инструкции по применению? Многие владельцы правила не соблюдали, коробки часто выходили из строя и заработали репутацию ненадежных.
Мосты взяли от классического джипа CJ - передний Dana 30 и задний Dana 35, но схема их подвески была совершенно новой. Передний мост получил пружинную подвеску Quadra-Link на четырех продольных рычагах, задняя же подвеска осталась рессорной, мост был подвешен под рессорами. Это обеспечило приличную управляемость и комфорт на дорогах с твердым покрытием, что позволяло сохранить высокую надежность и проходимость.
Успех одной модели не мог спасти фирму АМС, и в 1987 году производство автомобилей Jeep было продано корпорации Chrysler. Первым делом менеджеры Chrysler отказались от использования двигателя GM-173, тем более что этот мотор стоял на машинах их злейшего конкурента - фирмы Chevrolet. Его место заняла знаменитая рядная «шестерка» АМС-242 мощностью 177 лошадиных сил, с которым Cherokee стал настоящим спринтером, достигая 60 миль в час всего за 9 секунд. Согласитесь, очень неплохо для внедорожника! Под капотом автомобилей, предназначенных на экспорт, начали устанавливать рядный четырехцилиндровый дизель VM Motori 424СХ2 объемом 2,5 литра и мощностью 113 л. с. На самой богато оснащенной версии Limited появилась четырехступенчатая АКПП с электронным управлением марки AW4. В 1989 году на Cherokee внедрили систему ABS, причем впервые такая система могла работать и с подключенным полным приводом. В 1991-м двигатели Cherokee окончательно лишились карбюраторов. Применение инжекторных систем позволило довести мощность четырехцилиндрового AMC-150 до 130 л. с., а флагманский АМС-242 получил мощь 190 «лошадок».
А вот внешность Cherokee менялась очень мало. После 13 лет производства выяснилось, что автомобиль страдает одним очень существенным недостатком, выражающимся в быстрой и, можно даже сказать, фатальной коррозии кузова. Видимо, проявились европейские корни, ведь для американских машин это в общем-то несвойственно. Стало ясно, что рестайлинга не избежать. В 1996 году Chrysler значительно усилил конструкцию кузова. Машина потяжелела килограммов на 40, зато прочность и коррозионная стойкость выросли весьма значительно. И все же жизнь воина племени Cherokee клонилась к закату. В 2001 году его место на конвейерах завода в городе Толедо, штат Огайо, занял лупоглазый зверек по имени Liberty. И хотя в Европе он пытается заворачиваться в индейское одеяло, надевать головной убор из орлиных перьев и представляться Cherokee, это уже совсем другой автомобиль.
В Россию Cherokee XJ прибыл с первой волной автомобилей-иммигрантов и даже стал на какое-то время символом социального статуса. За потрясающую динамику в начале 90-х «индейцев» очень полюбили труженики криминала, что надолго испортило репутацию Cherokee. Но прошло время, криминальные авторитеты заняли места на кладбищах или, остепенившись, пересели в салоны совсем других машин, а Cherokee стал тем, чем и должен был стать: удобным и надежным утилитарным внедорожником. Наверное, трудно найти машину, заработавшую столько прозвищ: «кирпич», «чирок», «широкий». А ведь безликой машине народ прозвища не дает. Из всех этих имен мне больше всего нравится «чирок». Вот почитайте у Сабанеева: «Чирок-трескунок, Anas crecca L. Одна из самых маленьких наших уток. Имеет узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Обычный, широко распространенный вид. Малоприхотлив в выборе мест обитания». Не правда ли, подходит? Сильная сторона Cherokee - это маленький вес и небольшие габариты, а слабая - относительно непрочный кузов и небольшая для своей колесной базы вместимость. Безрамная конструкция сделала неудобной посадку и высадку пассажиров. Jeep пришлось оснастить высоким порогом, через который надо перешагивать и который вечно пачкает брюки в плохую погоду. Посадочная высота у Cherokee миллиметров на 200 больше, чем у одноклассников, а объем багажника меньше литров на 150.
Человек, приобретающий подержанный Cherokee, в первую голову должен ехать в сервис на диагностику кузова. В отличие от остальных внедорожников Cherokee нужно выбирать, как легковой автомобиль, по состоянию кузова. Кузовной ремонт Cherokee много дороже, чем ремонт кузова рамного внедорожника. Например, ремонт пола Cherokee обходится более чем в $500, а для машин старше 95-го года такая операция необходима в большинстве случаев. Проржавевшие днище у ног водителя и переднего пассажира и крыша в районах средней стойки и верхней части рамки лобового стекла - вот весьма часто встречающиеся на «чирках» дефекты. Замена рессор на рамном внедорожнике требует исключительно покупки листов, рессорных болтов и стремянок, а на Cherokee зачастую нужны переварка кронштейнов и замена закладных гаек. Задняя дверь у Cherokee сделана из пластика, поэтому она не ржавеет, но вот отрихтовать ее после удара практически нереально. Зато гниет моторчик привода стеклоочистителя задней двери. И когда у вас начинает очень медленно ходить щетка - бегом на автосервис. Если вовремя не починить, то моторчик сгорит и вам светит замена механизма в сборе. Кроме того, не надо забывать периодически менять пневмоподъем. Прогрессивный джиперский опыт показывает, что вполне можно использовать упоры задней двери от автомобиля «Соболь-Баргузин».
Покупка пожилых Cherokee требует особой осторожности. Выпущенные до 91-го года инжекторные машины лучше не брать, поскольку запчасти к ним придется скорее всего заказывать и довольно долго ждать. Карбюраторы у старых машин тоже довольно хитрые, и в случае неисправности починить их сложно. В целом Cherokee выгодно отличается от других машин относительно низкой ценой на запасные части. Например, запчасти для автомобилей GM дороже процентов на 20 - 25, а для японских машин - и того больше. К сожалению, это связано не только с ценовой политикой фирмы, но и с качеством поставляемых запчастей. К примеру, рессоры для Cherokee ходят года по три, а потом проседают. На Yukon или Tahoe вы просевших рессор не увидите. Они могут лопнуть, а вот просесть никогда. С другой стороны, одна рессора на Tahoe стоит порядка $800, а пара рессор на Cherokee всего $250. То же самое касается и мостов. Для японских внедорожников и Chevrolet замена главной пары - событие чрезвычайное и крайне редкое, а вот для Cherokee гудящий задний мост - явление довольно обычное. Связано это с тем, что мост несет машину, которая тяжелее и мощнее той, на которую они были изначально рассчитаны. При покупке Cherokee нужно обязательно заглянуть под левое переднее крыло и проверить, не капает ли масло из корпуса воздушного фильтра. Если да, значит, у двигателя изношены маслосъемные кольца и его пора менять или перебирать. Не поленитесь открыть капот и посмотреть, что творится под самим фильтром. Если там стерильная чистота, это тоже говорит о том, что с двигателем не все в порядке, а хозяин воспользовался тряпочкой, чтобы ввести вас в заблуждение. Обязательно попробуйте разогнать машину километров до 110 в час и поиграйте газом на этой скорости. Если при сбросе или прибавлении газа сзади раздастся вой, значит, главную пару пора менять. Проверьте работу полного привода. Поставьте колеса прямо, подключите передний мост. Если коробка имеет режим full-time, включите его. Если машина идет ровно и не дергается, значит, все в порядке. Если нет, значит, эту машину лучше не брать, так как трансмиссия у нее скорее всего сильно изношена. Выверните руль и попробуйте тронуться с включенным мостом и вывернутым рулем. Если машина имеет «242-ю» раздаточную коробку, то в режиме full-time она должна тронуться легко. Если внедорожник как бы упирается, скорее всего имеется дефект раздаточной коробки. А вот для машины с «231-й» коробкой то, что она не желает ехать по асфальту с включенным полным приводом и вывернутым рулем, как раз говорит о том, что все в полном порядке. Ехать в повороте такой Cherokee должен как бы перешагивая. Но если при этом снизу раздаются звонкие резкие звуки, то это значит, что в коробке проскакивает цепь. Новая цепь стоит порядка $400, а работа по ее замене - $120. У многих машин страдают крестовины передних полуосей, шаровые опоры, весьма вероятна замена рычагов подвески. Разбитые сайлент-блоки меняются только вместе с рычагом. Утешает то, что нижние рычаги стоят по $65, а верхние - по $55, да и работа не слишком дорога. Состояние шаровых опор, крестовин, элементов подвески лучше посмотреть на специализированном сервисе, так как там есть много тонкостей, которые могут обнаружить лишь мастера, хорошо знающие именно автомобили Jeep. Кстати, надежность переднего моста можно серьезно повысить, заменив полуоси с крестовинами на ШРУСы от Grand Cherokee. Хабов на машинах с 231-й коробкой нет, колесо посажено прямо на полуось. Сделано это специально, для удешевления конструкции. Можно приобрести комплекты WARN, но они не очень дешевы.
Задние тормоза весьма уязвимы. Для их нормальной работы нужно регулярно пользоваться стояночным тормозом, чтобы колодки подводились. Но поскольку в наших условиях все механизмы ржавеют, покрываются грязью и гниют, то даже при регулярном пользовании это не всегда спасает.
Обслуживание Cherokee обходится относительно недорого. Средняя стоимость регламентных работ малого ТО, проводимого раз в 5 тысяч километров, составляет порядка $80, большое ТО делается раз в 48 тысяч и стоит от $180 до $500.
Отдельно следует рассказать о дизельных машинах. Купить запчасти на дизель у нас в стране практически нереально, придется их заказывать. Но после слияния Daimler и Chrysler педантичные немцы запретили приобретать запчасти в Америке. Теперь детали заказывают у европейских дилеров, но идут они все равно через Америку, и доставка их занимает порой три месяца. А поскольку на старый дизель Renault объемом 2,1 литра запчастей нет уже ни в Европе, ни в Америке, то обслуживание таких машин вызывает серьезные проблемы. Словом, мы не можем порекомендовать покупать дизельные модификации Cherokee. Если вы хотите иметь такой внедорожник, то лучше поискать его среди продукции японского автопрома.
В итоге можно сказать, что, покупая подержанный Jeep Cherokee, вы приобретаете удобный городской внедорожник, все недостатки которого являются продолжением его достоинств: неприхотливый в обслуживании, динамичный и маневренный, обладающий плюс ко всему еще и вполне приличной проходимостью. Не зря в последнее время «чирки» все чаще становятся платформой для строительства автомобилей для бездорожья.
Источник: Журнал "4х4", http://www.club4x4.ru/journal/archive/index.php?1621&type=rubric
|