Самая
распространенная схема "настоящего" полного привода использовалась
практически на всех исходно-переднеприводных моделях. Здесь имеются три
дифференциала, межосевой (размещенный, в зависимости от конкретной
схемы, в картере КПП или картере раздаточной коробки) блокируется
вискомуфтой, а момент равномерно распределяется между осями. Этот
принцип аналогичен тойотовской стандартной схеме второго поколения. Опционально
применялись самоблокирующиеся (при помощи вискомуфты и фрикционные)
межколесные дифференциалы, а также задний дифференциал типа AYC.
Плюсы
- устойчивость на дороге, относительная предсказуемость поведения,
неплохая проходимость и надежность. Минусы - недостаточный
коэффициент блокировки вискомуфтой и скорость ее "срабатывания".
Evolution IV (CN9A) 1996.09-1998.02, AYC - опция для GSR
Lancer
Evolution V (CP9A) 1998.02-1999.01, AYC - опция для GSR99, ост. -
LSD (RS/GSR99)
Lancer
Evolution VI (CP9A) 1999.01-2000.03, AYC для GSR2000
Galant-Emeraude-Eterna
(E7xA, E8xA) 1992-1996
Galant-Legnum
(ECxA, ECxW) 1996-2003
Galant-Legnum
(EC5A/EC5W) VR-4 (AYC для всех) 1996-2002
RVR
(N1xW/N2xW) 1991 - 1997.08
RVR
(N6xW/N7xW) 1997.09 - 2003.01
Chariot/Grandis
(N3xW/N4xW) 1992.06 - 1997.07
Chariot/Grandis
(N8xW/N9xW) 1997.08 - 2002
Diamante-Sigma
(F2xA) (sedan) 1990.05-1994.11
Diamante
(F4xA) (sedan) 1994.12-2002.10
GTO/3000GT
(Z1xA) 1990.10-2000.09
Airtrek / Outlander
(CUxW) 2001.03-...
* - здесь и далее, "x"
обозначает конкретную модификацию двигателя.
2. VCU
Постепенный
отход от полноценного 4WD был поддержан всеми японскими
автопроизводителями, не стала исключением и MMC. Схема с VCU (Viscous
Coupling Unit) аналогична тойотовской V-Flex II - межосевой
дифференциал в ней отсутствует, момент направляется по карданному валу
назад, где перед редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и
соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора при значительной
пробуксовке передних колес. В остальное время машина остается
переднеприводной. Опционально устанавливался задний фрикционный
LSD-дифференциал.
Плюсы - простота и дешевизна. Минусы -
адекватность поведения при активной езде, недостаточный коэффициент
блокировки, низкая скорость срабатывания.
Модель
Модификации
Lancer-Cedia
(CSxA, CSxW) 2000.05-...
Mirage Dingo
(CQxA) 1999.01-2002.12
Dion
(CRxW) 2000.01-...
eK Sport-Wagon-Classy
(H81W) 2001.09-...
eK Active
(xBA-H81W) 2004.05 -...
Minica
(H12V/H15A) 1984-1988
Minica
(H26A/H27A/H27V) 1990.02-1993.08
Minica
(H36A/H37A) 1993.08-1998
Minica
(H46A/H47A) 1998.08-...
Minica Toppo
(H27A/H27V) 1990.02-1993.08
Minica Toppo
(H36A/H37V) 1993.08-1997.10
ToppoBJ
(H46A/H47A) 1998.08-2003.08
ToppoBJ Wide
(H48A) 1998.08-2001.06
Colt New
(Z2xA) 2002.11-...
Colt Plus New
(Z2xW) 2004.10-...
3. Multi Select
Разумеется,
не осталась в стороне и модная ныне схема с подключаемым
электромеханической муфтой задним мостом, которая соответствует
тойотовской ATC. В режиме "2WD" привод осуществляется только на
передние колеса. В режиме "4WD" при нормальных условиях задействованы
передние колеса, но, в зависимости от условий движения, блок управления
может автоматически перераспределять момент и на задний мост. В режиме
"LOCK" (на небольшой скорости) муфта блокируется полностью, при этом
момент практически поровну делится между осями.
Плюсы -
подключение задних колес осуществляется "разумнее", нежели в схеме VCU;
есть возможность жестко включить полный привод. Минусы - не очень
высокая живучесть; адекватность работы в режиме "4WD".
Модель
Модификации
Grandis
(NAxW) 2003.05-...
4. ACD+AYC
Надо признать,
что самая продвинутая система легкового полного привода в мире была
разработана именно MMC - для разных поколений Lancer Evolution. Здесь
имеется межосевой дифференциал, автоматически блокируемый
гидромеханической муфтой с электронным управлением (ACD), причем
"жесткость" его блокировки водитель может выбирать самостоятельно. Вторая
важнейшая составляющая - активный задний дифференциал (AYC). Он
позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый от двигателя на
левое и правое задние колеса, в зависимости от покрытия, положения руля и
педали акселератора, частоты вращения колес и скорости автомобиля. В
повороте наибольший момент поступает на наружное колесо, что создает
дополнительный поворачивающий момент. На скользком или неоднородном
покрытии AYC заменяет самоблокирующийся дифференциал (наибольший момент
поступает на колесо с лучшим сцеплением). Начиная с Evolution VIII
применяется усовершенствованный дифференциал Super-AYC, отличающийся
планетарной передачей вместо конической и схемой управления с обратной
связью.
Evolution VII (CT9A: RS, GSR), 2000.03-..., (GT-A) 2002.03-... (ACD,
AYC)
Lancer
Evolution VIII (GH-CT9A) 2003-2005 (ACD, Super-AYC)
Lancer
Evolution IX (CT9A) 2005-... (ACD, Super-AYC)
5. PartTime
Один из самых
простых видов 4WD (на некоторых моделях имеет название EasySelect) - с
подключаемым передним мостом, без межосевого дифференциала - применяется
на исходно-заднеприводных моделях. Схема предусматривает
непосредственное управление раздаточной коробкой при помощи рычага.
Первоначально соединение передних приводных валов с колесами
осуществлялось механическими муфтами свободного хода ("хабами") с ручным
или автоматическим приводом. На более свежих моделях для облегчения
процесса подключения переднего моста применяется система ADD, которая с
помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей.
Плюсы
- относительная простота конструкции, наличие понижающей передачи. Минусы
- режим "4WD" можно использовать только на скользком покрытии (лед,
снег, мокрая дорога) и в течение ограниченного времени - иначе
повышается шум, расход топлива, ухудшается управляемость, сильно
изнашивается резина и сами элементы трансмиссии. "Ручные" хабы надежны,
но не слишком удобны в эксплуатации, а автоматические по живучести
далеки от идеала.
Примечание.
Friction LSD - частичная блокировка дифференциала при помощи
фрикционных дисков, работающих в среде специального LSD-масла. Hybrid
LSD - частичная блокировка дифференциала "закрытой" вискомуфтой.
DiffLock - принудительная жесткая блокировка дифференциала посредством
пневмопривода.
6. FullTime-V
Эта
упрощенная схема постоянного полного привода устанавливалась на "малые
Pajero". Здесь имеется межосевой дифференциал, блокирующийся при помощи
вискомуфты закрытого типа. Понижающей передачи нет, распределение
момента между передними и задними колесами - равномерное.
Плюсы -
постоянное использование полного привода, нет необходимости в
управлении. Минусы - вискомуфта не обеспечивает полной блокировки,
нет понижающей передачи.
Модель
Модификации
Pajero-Io/Pinin
(H6xW/H7xW) 1998-...
7. Super Select
MMC первой из
японцев применила на джипах схему "отключаемого" полного привода с
межосевым дифференциалом (затем отчасти повторенную тойотой в виде
MultiMode), совмещающую в себе возможность и постоянно ездить на полном
приводе, и временно отключать его для экономии топлива и уменьшения
потерь в трансмиссии. В режиме "2H" привод осуществляется только на
задние колеса. В режиме "4H" подключается полный привод в раздатке и
замыкается полуось переднего моста (при этом в межосевом дифференциале
действует и "мягкая" автоматическая блокировка вискомуфтой). При
перемещении рычага в "4HLc" межосевой дифференциал жестко блокируется. В
положении "4LLc" кроме жесткой блокировки дифференциала, включается и
понижающая передача в раздаточной коробке. Использовалось
два основных варианта управления раздаточной коробкой - 1)
непосредственно рычагом и 2) электроприводом через блок управления
(водитель фактически оперирует не рычагом, а джойстиком). Стоит
отметить, что в SuperSelect MMC использовала схему
"нормально-включенного" 4WD, так что при проблемах с управлением или
пневматикой полный привод не исчезнет. В качестве опции к SuperSelect
прилагается порой задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen
(Pajero Io), самоблокирующийся "фрикционный" или дифференциал с
принудительной блокировкой пневмоприводом (Pajero).
Плюсы -
постоянный полный привод в сочетании с "особо экономичным режимом",
"мягкая" и жесткая блокировки межосевого дифференциала, понижающая
передача. Минусы - переусложнение конструкции.
Часть Pajero
III получили в качестве опции MATC (Mitsubishi Active Traction Control),
динамическую систему контроля тяги, которая на дорогах с твердым
покрытием работает как противобуксовочная система, а на бездорожье
имитирует блокировки переднего и заднего межколесных дифференциалов,
просто подтормаживая буксующее колесо. Минусы - меньшая эффективность по
сравнению с DiffLock, возможен неравномерный износ колодок, при
переходе ABS в аварийный режим блокировка исчезает.