Поиск по сайту |
---|
Поиск по сайту:
Поиск для Путешественников
|
|
Суббота, 21.12.2024, 14:58
Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей
В категории материалов: 7 Показано материалов: 1-7 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Масла для автоматических коробок передач (ATF) наряду
с тормозными
жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми
специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное
масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же
из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то
она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных
механизмов. К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости,
антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным
свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов.
Поскольку автоматические коробки передач включают в
себя несколько
совершенно разных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку
передач, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик:
оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает
крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя
температура масла в картере автоматической коробки передач составляет
80-90 0С, а в жаркую погоду при городском цикле движения
может подниматься до 150 0С. |
В автоматические коробки
передач заливают отнюдь не
масло, а
специально разработанную для этих целей жидкость для автоматических
трансмиссий, что подтверждается англоязычной аббревиатурой ATF
(automatic transmission
fluid), всегда присутствующей на упаковке данного продукта.
Казалось бы, какая разница -
масло или жидкость? Ан
нет.
Разница есть, и существенная. Маслом в технике принято называть
вещество,
используемое прежде всего для смазывания трущихся поверхностей деталей и
механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет
множество
иных функций, маслу вовсе несвойственных. Да и работает она в
запредельных для
моторных и трансмиссионных масел условиях. Вот об этом и поговорим. |
Всесезонные масла имеют смешанный индекс. Вначале идет показатель
зимнего класса и затем через дробную черту показатель летнего класса.
Маркировка моторного масла производства СНГ начинается с буквы «М»
(моторное); далее следует число, соответствующее классу вязкости; в
конце расположена буква, характеризующая уровень качества. Например:
М12П — летнее масло для бензиновых двигателей с вязкостью 12 и уровнем
качества Г1; М6 3/12Г1 — всесезонное масло с вязкостными свойствами 6
3/12 и уровнем качества Г1.
|
Кинематическая и динамическая вязкости масел
Вязкость (viscosity). Вязкость -
это внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Вязкость
масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как
от вязкости масла зависит качество смазывания, распределение масла на
поверхностях трения и, тем самым, износ деталей. Во-вторых, от вязкости
зависят потери энергии при работе двигателя и других агрегатов. Вязкость
- основная характеристика масла, по величине которой частично делается
выбор масла для применения в конкретном случае.
Вязкость масла зависит от химического состава и структуры соединений,
составляющих масло, и является характеристикой масла как вещества. Кроме
этого, вязкость масла также зависит и от внешних факторов -
температуры, давления (нагрузки) и скорости сдвига, поэтому рядом с
числовым значением вязкости всегда должны указываться условия
определения вязкости.
Условия работы двигателя определяют два основных фактора, влияющих на
определение вязкости - температура и скорость сдвига.
Вязкость масел определяется при температурах и скоростях сдвига, близких
к реальным при эксплуатации. Если масло должно работать при низкой
температуре(даже в течение короткого времени), то при этой же
температуре должны быть определены и его вязкостные свойства. Например,
на все автомобильные масла, предназначенные для применения зимой, должны
приводиться низкотемпературные характеристики. |
В предыдущем номере
«Автоцентра» были рассмотрены наиболее распространенные
классификации
моторных масел по вязкости и текучести. Заканчивая рассмотрение
этих классификаций,
мы убедились, что только по этим параметрам определить
пригодность моторного
масла для какого-либо конкретного двигателя нельзя. Нужна еще и
классификация
по совокупности эксплуатационных свойств.
В настоящее время используются следующие
классификации: API —
американского
института нефтепродуктов (American Petroleum Institute), CCMC —
комитета
изготовителей автомобилей общего рынка, ACEA — ассоциации
европейских
изготовителей автомобилей (пришла на смену CCMC), и упомянутая
ранее —
по ГОСТ 17479.1-85.
В классификации API используется обозначение уровня
качества
масел буквами
латинского алфавита. Первая буква обозначает категорию
(бензиновый двигатель
— «S», дизельный — «C»). Вторая буква — уровень качества. Чем
дальше по
порядку буква от «А», тем выше уровень качества. Масла с двойной
маркировкой,
например, SF/CC, называются универсальными и допустимы к
применению как
в бензиновых, так и в дизельных двигателях (см. таблицу 1).
Европейская классификация моторных масел по
эксплуатационным
свойствам
отличается от американской более высокими требованиями к
антиокислительным
и противоизносным свойствам. CCMC подразделяет моторные масла на
дизельные
(D) и бензиновые (G). Уровень качества обозначается цифрой после
буквы
(чем выше качество, тем выше цифра, см. таблицу 2).
|
В "тусовках" уличных гонщиков об этом препарате ходят легенды. Каждый, кто попробовал его, утверждает, что достаточно даже небольшой дозы, чтобы самый чахлый автомобиль превратился (в плане динамики) в натуральный спорткар. Решив проверить услышанное "на собственной шкуре", я обзавелся парой банок бельгийской топливной присадки Marly Power Booster, сел в машину и в сопровождении двух "понятых" отправился на одну из тех улиц, где обычно проходят заезды на четверть мили. |
В АВТОМАТИЧЕСКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ МАСЛО НЕ ЗАЛИВАЕТСЯ!!! В АКПП СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ ЗАЛИВАЕТСЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ!!! (МАСЛЯННАЯ БАЗА+ПРИСАДКИ) |
|
|
Мото ремонт |
---|
|
|