Масла для автоматических коробок передач (ATF) наряду с тормозными
жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми
специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное
масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же
из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то
она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных
механизмов. К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости,
антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным
свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов.
Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько
совершенно разных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку
передач, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик:
оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает
крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя
температура масла в картере автоматической коробки передач составляет
80-90 0С, а в жаркую погоду при городском цикле движения
может подниматься до 150 0С.
Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя
снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного
сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение масла,
которое еще больше нагревается. Высокие скорости движения масла в
гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию,
приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для
окисления масла и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах
трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки,
эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает
электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды
активизируется коррозионный износ.
В таких условиях масло должно сохранять не только свои
эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда
обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Основные спецификации
Исторически сложилось так, что "законодателем мод" в области
стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются корпорации
"General Motors" (GM) и "Ford" (Табл. 1). Европейские производители, как
автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих
собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных
ими к применению. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные
концерны.Первоначально в "автоматах" использовались обычные моторные
масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения
передач было крайне низким.
В 1949 г. компания General Motors разработала специальную жидкость
для автоматических трансмиссий - ATF-А, которая применялась во всех АКП,
выпускаемых в мире. В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила
название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при
производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения,
получаемый в результате переработки китов. В связи с возросшими объемами
потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF
полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах.
В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию Dexron В,
позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV.Спецификации Dexron III и
Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для
электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора. Корпорацией
General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4
(Allison - отделение General Motors по производству трансмиссий),
определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях
эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.Долгое время у
компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские
инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания
разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее
распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F).
В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые
требования по фрикционным свойствам, а в 80-х годах - спецификацию
Mercon. Масла, соответствующие спецификации Mercon, максимально
приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними. Основные
различия между спецификациями компаний General Motors и Ford - разные
требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на
первом месте плавность переключения передач, у Ford - скорость их
переключения).Типичные характеристики масел для АКП приведены в Табл. 2.
Табл. 1. Развития спецификаций масел
Компания General Motors |
Компания Ford |
Год введения |
Наименование спецификации |
Год введения |
Наименование спецификации |
1949 |
Type A |
1959 |
M2C33 - B |
1957 |
Type A Suffix A (ATF TASA) |
1961 |
M2C33 - D |
1967 |
Dexron В |
1967 |
M2C33 - F (Type - F) |
1973 |
Dexron II C |
1972 |
SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G) |
1981 |
Dexron II D |
1975 |
SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ) |
1991 |
Dexron II E |
1987 |
EAPM - 2C166 - H (Type - H) |
1994 |
Dexron I II |
1987 |
Mercon (дополнена в 1993) |
1999 |
Dexron IV |
1998 |
Mercon V |
Масла устаревших спецификаций до сих пор используются во многих
европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для
механических коробок передач.
В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных
автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций
Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило,
взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних
спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки
или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе
спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF - A. Обратная замена
масел не допустима.
Табл. 2. Типичные характеристики масел для АКП
Свойства |
Dexron II |
Dexron III |
Allison C-4 |
Mercon |
Кинематическая вязкость, мм2/с, не менеепри 40 0С |
37,7 |
Не норми- руется, опреде- ление обязате- льно |
Не норми-руется, опреде- ление обяза- тельно |
|
при 100 0С |
8,1 |
|
|
6,8 |
Вязкость по Брукфильду, мПа с, не более, при температуре: - 10 0С |
800 |
- |
Указать темпера- туру, при которой вязкость масла равна
3500 сП |
- |
- 20 0С |
2000 |
1500 |
|
1500 |
- 30 0С |
6000 |
5000 |
|
- |
- 40 0С |
50000 |
20000 |
|
20000 |
Температура вспышки, 0С, не ниже |
190 |
179 |
160 |
177 |
Температура воспламенения, 0С, не выше |
190 |
185 |
175 |
- |
Испытания на вспенивае- мость |
|
1. Отсутст- вие пены при 95 0С |
1. Отсутст- вие пены при 95 0С |
ASTM D892 Этап 1 - 100/0 мп |
|
2. 5мм при 135 0С |
2. 10мм при 135 0С |
Этап 2 - 100/0 мл |
|
3. Разруше- ние в течение 15с при 135оС |
3. Разруше- ние в течение 23с при 135оС |
Этап 3 - 100/0 млЭтап 4 - 100/0 мл |
Коррозия медной пластины баллы, не более |
1 |
1 |
Отсутст- вие почерне- ния с отслаива- нием |
1 |
Защита от ржавления |
Отсутствие видимого ржавления на испытуемых
поверхностях |
Отсутст- вие види- мого ржав- ления на испытуе- мых
поверх- ностях |
Отсутст- вие следов ржавчины или коррозии на
контроль- ных плитах |
Отсутствие видимого ржавления |
Испытания на износ по методу ASTM D 2882 (80 0C, 6,9 мПа): потеря
массы, мг, не более |
15 |
15 |
- |
10 |
На российском рынке ассортимент масел для АКП достаточно велик и, за
редким исключением, представлен импортными маслами (Табл. 3).
Табл. 3. Масла для автоматических коробок передач
Chevron Supreme ATF (США) |
Многоцелевая жидкость для автоматических трансмиссий. Рекомендована
для автомобилей FORD выпуска после 1977г., автомобилей Сеneral Motors и
большинства других иномарок. Также рекомендуется для гидроусилителей и
гидросистем. Отвечает требованиям спецификаций Dexron III и
Mercon. |
Аutran DX III (ВР Англия) |
Полусинтетическое универсальное трансмиссионное масло для
автоматических трансмиссий. Отвечает требованиям спецификаций
GM Dexron III, Ford-Mercon, Allison C-4, rd mM3C. Специальные
допуски: ZF TE-ML 14. |
Аutran MBX (ВР Англия) |
Полусинтетическое трансмиссионное масло для автоматических
трансмиссий и гдроусилителей рулевого управления. Отвечает
требованиям спецификаций GM Dexron III, Ford Mercon, Allison C-4. Специальные
допуски: MB236.6, ZF TE-ML 11,14, MAN 339 Tupe C, Renk, Voith,
Mediamat. |
Ravenol ATF (Германия) |
Всесезонное трансмиссионное масло для автоматических коробок передач
и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей. Специальные
допуски: MB 236.2; Busgetriebe Doromat 973, 974; MAN 339A. |
Ravenol Dexron II D (Германия) |
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для автоматических
коробок передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей. Отвечает
требованиям спецификаций GM Dexron II, Allison C-4. Специальные
допуски: MAN 339 Tup C, MB 236.7. |
Ravenol Dexron F III (Германия) |
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для автоматических
коробок передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей. Отвечает
требованиям спецификаций GM Dexron III, Allison C-4, Ford Mercon. Специальные
допуски: MB 236.1, 236.5; ZF TE-ML-03,11,14. |
Все масла, как правило, прошли испытания на соответствие указанным
спецификациям и имеют специальные допуски от производителей техники.
Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется спецификациями
производителей автомобильной техники, значительная часть производимых
масел используется в областях применения, отличных от АПК, например: -
В силовых коробках передач внедорожной строительной,
сельскохозяйственной и горнодобывающей техники; - В гидравлических
системах автомобилей, промышленного оборудования, мобильной техники и
судов; - В рулевом управлении; - В ротационных винтовых
компрессорах
В состав масел для АКП обычно входят антиокислители, ингибиторы
пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и
набухания уплотнений. В целях идентификации и скорейшего обнаружения
протечек масла для АКП окашивают в красный цвет.
Источник: http://autogear.ru/enc/all/294/ |