Кинематическая и динамическая вязкости масел
Вязкость (viscosity). Вязкость -
это внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Вязкость
масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как
от вязкости масла зависит качество смазывания, распределение масла на
поверхностях трения и, тем самым, износ деталей. Во-вторых, от вязкости
зависят потери энергии при работе двигателя и других агрегатов. Вязкость
- основная характеристика масла, по величине которой частично делается
выбор масла для применения в конкретном случае.
Вязкость масла зависит от химического состава и структуры соединений,
составляющих масло, и является характеристикой масла как вещества. Кроме
этого, вязкость масла также зависит и от внешних факторов -
температуры, давления (нагрузки) и скорости сдвига, поэтому рядом с
числовым значением вязкости всегда должны указываться условия
определения вязкости.
Условия работы двигателя определяют два основных фактора, влияющих на
определение вязкости - температура и скорость сдвига.
Вязкость масел определяется при температурах и скоростях сдвига, близких
к реальным при эксплуатации. Если масло должно работать при низкой
температуре(даже в течение короткого времени), то при этой же
температуре должны быть определены и его вязкостные свойства. Например,
на все автомобильные масла, предназначенные для применения зимой, должны
приводиться низкотемпературные характеристики.
Вязкость масла определяется при помощи двух основных типов вискозиметров
(viscometers):
- вискозиметры истечения, в
которых измеряется кинематическая вязкость -по скорости свободного
течения (времени вытекания). Для этой цели применяется капиллярный
вискозиметр (capillary viscometer) (рис. 2.2а) или сосуды с
калиброванным отверстием на дне - вискозиметры Энглера (Engler) (рис.
2.26), Сей-болта (Saybolt), Редвуда (Redwood), ВЗ-4 (ГОСТ 26378.3-84); в
настоящее время для стандартных определений применяется стеклянный
капиллярный вискозиметр; он отличается простотой и точностью
определения; скорость сдвига в таком вискозиметре незначительна;
- ротационные вискозиметры (rotational
viscometers), в которых определяется динамическая вязкость по
крутящему моменту с установленной скоростью ротора или по скорости
вращения ротора при заданном крутящем моменте.
Вязкость характеризуется двумя показателями - кинематической (kinematic viscosity) и динамической вязкостью (dynamic viscosity).
Единицы измерения динамической вязкости: h - пуаз (Р - poise) или
сантипуаз сР (сР = mPa-s). Динамическая вязкость обычно определяется
ротационным вискозиметром. Кинематическая вязкость, n -отношение
динамической вязкости к плотности (h/r). Единицы измерения
кинематической вязкости - стоке (St - stoke) или сантистокс (cSt -
centistoke. 1 cSt = 1 мм2/c). Численные значения кинематической и
динамической вязкости несколько различаются, в зависимости от плотности
масел. Для парафиновых масел кинематическая вязкость при температуре 20 -
100°С превышает динамическую примерно на 15 - 23%, а для нафтеновых
масел эта разница составляет 8 - 15%.
Кинематическая вязкость
характеризует текучесть масел при нормальной и высокой температурах.
Методы определения этой вязкости относительно просты и точны.
Стандартным прибором в настоящее время считается стеклянный капиллярный
вискозиметр, в котором измеряется время истечения масла при
фиксированной температуре. Стандартными температурами являются 40 и 100
°С.
Относительная вязкость
определяется на вискозиметрах Сейболта. Редвуда и Энглера. Это сосуды с
калиброванным отверстием на дне, через которое вытекает точно
установленное количество масла. При измерении времени вытекания заданная
температура масла в вискозиметре должна поддерживаться с необходимой
точностью. Универсальная вязкость Сейболта, определяемая по стандарту
ASTM D 88, выражается в универсальных секундах Сейболта SUS (Saybolt
Universal Seconds). Этот упрощенный метод определения кинематической
вязкости более широко применяется в США. В Европе чаще пользу-ются
секундами Редвуда (Редвуда единицы - Redwood units) и градусами Энглера
(Е°, Engler units). Градус Энглера - это число, показывающее во сколько
раз вязкость масла превышает вязкость воды при 20°С, поэтому
вискозиметром Энглера необходимо измерить время вытекания воды при 20°С.
Динамическая вязкость обычно
определяется ротационными вискозиметрами. Вискозиметры разной
конструкции имитируют реальные условия работы масла. Обычно выделяются
крайние значения температуры и скорости сдвига. Основные методы
определения вязкости моторных масел предусмотрены спецификацией SAE J300
APR97. Эта спецификация устанавливает значения степеней вязкости SAE
.ия моторных масел и определяет порядок измерения необходимых параметров
вязкости. Стандартные методы определения динамической вязкости можно
разделить на две группы - низкотемпературная вязкость и
высокотемпературная вязкость, определяемые в условиях близких к реальным
условиям эксплуатации двигателя.
Характеристики низкотемпературной
вязкости (low temperature viscosity):
- максимальная низкотемпературная
вязкость, обеспечиваюшая запуск холодного двигателя (maximum
low-temperature cranking viscosity), определяется при помощи имитатора
запуска холодного двигателя CCS (Cold Cranking Simulator) (ASTM D 5293)
(рис. 2.3a);
- максимальная низкотемпературная
вязкость, обеспечиваюшая прокачивание
масла в двигателе (maximum low-temperature pumping),
определяется при помощи мини-ротационного
вискозиметра MRV (Mini-Rotary Viscometer) по методике ASTM D
4684 (рис. 2.3в);
- в качестве дополнительной информации о низкотемпературной вязкости,
могут быть определены граничная
(предельная) температура прокачивания по ASTM D 3829 (borderline pumping
temperature) и вязкость при
низкой температуре и низкой скорости сдвига (low temperature, low shear
rale viscosity), так называемая тенденция
к жаеобразоваиию или индекс желирования (gelation index).
Определяется на сканирующем вискозиметре Брукфильда по методике ASTM D
5133 (Scanning Brookfield method);
- фильтруемость (ftlterability)
моторных масел при низкой температуре показывает тенденцию образования
твердых парафинов или других неоднородностей, приводящих к закупориванию
масляного фильтра. Некоторое влияние на фильтруемость может оказать
наличие воды в холодном масле. Фильтруемость моторных масел определяется
по стандарту "General Motors" GM 9099Р "Тест на определение
фильтруемости моторного масла" (Engine Oil Filterability Test - EOFT) и
оценивается как снижение потока в %.
Характеристики высокотемпературной
вязкости (high-temperature viscosity):
- кинематическая вязкость,
определяемая на стеклянном капиллярном вискозиметре при 100°С и низкой
скорости сдвига (ASTM D 445);
- вязкость при высокой температуре и
высокой скорости сдвига HTHS (high temperature high shear viscosity),
определяемая при 150°C и скорости сдвига 106 с-1.
- стабильность к сдвигу (shear
stability) – это способность масла сохранять стабильную вязкость
при продолжительном воздействии высокой деформации сдвига.
Вязкостно-температурные характеристики
С повышением температуры вязкость масла понижается. Характер изменения
вязкости выражается параболой (рис. 2.6а). Такая зависимость неудобна
для экстраполяции и для расчетов вязкости. Поэтому кривую зависимости
вязкости от температуры строят в полулогарифмических координатах, в
которых эта зависимость приобретает практически прямой характер (рис.
2.6 б).
Индекс вязкости VI (viscosity index)
- это эмпирический, безразмерный показатель для оценки зависимости
вязкости масла от температуры. Чем выше численное значение индекса
вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры и тем меньше
наклон кривой (рис. 2.8).
Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при
низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость
при рабочей температуре двигателя. Высокий индекс вязкости необходим
для всесезонных масел и некоторых гидравлических масел (жидкостей).
Индекс вязкости определяется (по стандартам ASTM D 2270, DIN ISO 2909)
при помощи двух эталонных масел. Вязкость одного из них сильно зависит
от температуры (индекс вязкости принимается равным нулю. VI=0), а
вязкость другого - мало зависит от температуры (индекс вязкости
принимается равным 100 единиц, VI =100).. При температуре 100°С вязкость
обоих эталонных масел и исследуемого масла должна быть одинаковой.
Шкала индекса вязкости получается делением разницы вязкостей эталонных
масел при температуре 40°С на 100 равных частей. Индекс вязкости
исследуемого масла находят по шкале после определения его вязкости при
температуре 40°С, а если индекс вязкости превышает 100, его находят
расчетным путем (рис. 2.8).
Индекс вязкости сильно зависит от молекулярной структуры соединений,
составляющих базовые минеральные масла. Наивысший индекс вязкости бывает
у парафиновых базовых масел (около 100), у нафтеновых масел значительно
меньший (30 - 60), а у ароматических масел - даже ниже нуля. При
очистке масел их индекс вязкости, как правило, повышается, что в
основном связано с удалением из масла ароматических соединений. Высоким
индексом вязкости обладают масла гидрокрекинга. Гидрокрекинг является
одним из основных методов получения масел с высоким индексом вязкости.
Высокий индекс вязкости у синтетических базовых масел: у
полиальфаолефинов - до 130, у полиалкн-ленгликолей - до 150, у сложных
полиэфиров - около 150. Индекс вязкости масел можно повысить введением
специальных присадок - полимерных загустителей.
Источник: http://www.kendall.kz/index-quality-5 |