В предыдущем номере
«Автоцентра» были рассмотрены наиболее распространенные
классификации
моторных масел по вязкости и текучести. Заканчивая рассмотрение
этих классификаций,
мы убедились, что только по этим параметрам определить
пригодность моторного
масла для какого-либо конкретного двигателя нельзя. Нужна еще и
классификация
по совокупности эксплуатационных свойств.
В настоящее время используются следующие классификации: API —
американского
института нефтепродуктов (American Petroleum Institute), CCMC —
комитета
изготовителей автомобилей общего рынка, ACEA — ассоциации
европейских
изготовителей автомобилей (пришла на смену CCMC), и упомянутая
ранее —
по ГОСТ 17479.1-85.
В классификации API используется обозначение уровня качества
масел буквами
латинского алфавита. Первая буква обозначает категорию
(бензиновый двигатель
— «S», дизельный — «C»). Вторая буква — уровень качества. Чем
дальше по
порядку буква от «А», тем выше уровень качества. Масла с двойной
маркировкой,
например, SF/CC, называются универсальными и допустимы к
применению как
в бензиновых, так и в дизельных двигателях (см. таблицу 1).
Европейская классификация моторных масел по эксплуатационным
свойствам
отличается от американской более высокими требованиями к
антиокислительным
и противоизносным свойствам. CCMC подразделяет моторные масла на
дизельные
(D) и бензиновые (G). Уровень качества обозначается цифрой после
буквы
(чем выше качество, тем выше цифра, см. таблицу 2).
В 1996 году на смену ССМС пришла новая европейская
классификация — АСЕА,
которая более полно характеризует применяемость моторных масел.
Принцип
обозначения аналогичен предыдущей системе, но через тире
добавляется цифра
«96» (см. таблицу 3). Следует отметить, что в продаже можно
встретить
масла, которые классифицированы как по АСЕА, так и по ССМС.
Система обозначений групп моторных масел в соответствии с ГОСТ
17479.1-85
предусматривает использование букв кириллицы от «А» до «Е» в
зависимости
от уровня эксплуатационных свойств. Для обозначения типа
двигателя используется
цифровой индекс после буквы (1 — для бензиновых двигателей, 2 —
для дизельных,
без индекса — универсальное масло).
В таблице 4 приведены аналоги по эксплуатационным свойствам по
ГОСТ 17479.1-85
и API, из чего можно сделать интересный вывод: по уровню
потребительских
свойств лучшее моторное масло для бензиновых двигателей, которое
было
допущено к выпуску в СССР, хуже любого из импортных моторных
масел, поставляемых
к нам (если это не фальсификат). Во всяком случае, автору нигде
не попадались
на глаза масла, классифицированные по API ниже класса F.
Кроме упомянутых уже обозначений, на упаковке можно встретить и
такие:
МВ 226.0, vw 500.0, Volvo VDS, Porsche и ряд других. Это
обозначение свидетельствует
о том, что данный изготовитель автомобилей провел испытания
масла по собственным
программам и допускает его применение в двигателях автомобилей
своего
производства, причем иногда конкретно указываются особые условия
применения
(масло «первой заправки» и др.)
Символы ECI и ECII обозначают «сохранение энергии», т. е.
масло должно
обеспечивать экономию топлива 1,5% и 2,5% соответственно. Но
хотелось
бы предостеречь потребителей от ожидания большой экономии,
особенно владельцев
подержанных «Жигулей». эти масла действительно обеспечивают
меньшие механические
потери в двигателе, но обнаруживается это только в лаборатории
при испытаниях
в сравнении со стандартным маслом 15W-40, и обеспечивается в
основном
за счет их меньшей вязкости при высоких температурах. Как
правило, это
масла групп 0W-30, 5W-30 и 10W-30.
Наконец ребусы закончились, и теперь вы, уважаемый читатель,
теоретически
готовы к выбору моторного масла. Но, к сожалению, есть еще ряд
особенностей,
которые действуют на территории «1/6 части» суши. Чтобы их
учесть, нам
понадобится еще одна встреча.
|
Таблица
1. Классификация моторных масел по эксплуатационным
свойствам API |
Класс API |
Область и условия
применения |
Категория «S» — Service |
SА - SB |
Устаревшие, не
применяются и не
встречаются на рынке |
SC |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска до 1964 года |
SD |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска до 1968 года |
SE |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска до 1972 года |
SF |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска до 1988 года |
SG |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска до 1994 года. Заменяют масла более
низких
классов, в том числе SF |
SH |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска 1994 года и последующих. Заменяют
масла
более низких классов, в том числе SG |
SJ |
Масла для бензиновых
двигателей
автомобилей выпуска с 1997 года. Заменяют масла более
низких
классов, в том числе SН. Отвечают дополнительным
требованиям
в отношении расхода масла в двигателе, экономии
топлива, температурной
стабильности |
Категория «C» — Commercial |
CA |
Двигатели, работающие при
умеренных
нагрузках |
CB |
Двигатели без наддува,
работающие
при повышенных нагрузках на сернистом топливе (до 1961
г.в.) |
CC |
Двигатели (в том числе и с
умеренным
давлением наддува), работающие в тяжелых условиях (до
1983 г.в.) |
CD |
Двигатели с высоким
давлением наддува,
работающие в тяжелых условиях на высокосернистом
топливе (до
1990 г.в.) |
CE |
Двигатели с высоким
наддувом, эксплуатируемые
в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота
вращения,
до 1990 г.в.) |
CF |
Масла для дизелей
внедорожной техники,
имеющих разделенную камеру сгорания и работающих на
топливе
с повышенным содержанием серы, а также дизели легковых
автомобилей
с турбонаддувом с 1993 г.в. |
CF-4 |
Масла для
высоконагруженных 4-тактных
дизельных двигателей грузовых автомобилей и
автопоездов, работающих
в условиях автострад. Отличаются улучшенными моющими
свойствами
по сравнению с маслами класса CE и заменяют их в
дизелях, выпущенных
до 1990 г. |
CG |
Применяются для
двигателей выпуска
с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и более жесткие
требования
к токсичности |
|
|
Таблица
2. Классификация моторных масел по CCMC |
Класс масла |
Рекомендуемая область
применения |
Масла для бензиновых двигателей |
G1 |
Двигатели, работающие в
обычных
условиях |
G2 |
Двигатели современных
легковых
автомобилей, работающие в более жестких условиях |
G3 |
Двигатели современных и
перспективных
автомобилей, предъявляющие высокие требования к
вязкостным и
противоокислительным свойствам масел |
G4 |
Двигатели современных и
перспективных
автомобилей для скоростных автострад |
G5 |
Двигатели спортивных
скоростных
автомобилей, предъявляющие особые требования к
противоокислительным,
вязкостным и противоизносным свойствам масла |
Масла для дизельных двигателей |
D1 |
Двигатели без наддува,
работающие
при обычных условиях |
D2 |
Двигатели без наддува для
работы
в тяжелых условиях или с наддувом для работы в
умеренных условиях |
D3 |
Двигатели с надувом для
особо тяжелых
условий работы |
РD-1 |
Дизели легковых
автомобилей |
D4 |
Двигатели с высоким
наддувом, работающие
в тяжелых условиях |
D5 |
Двигатели с высоким
наддувом, работающие
в особо тяжелых условиях |
РD-2 |
Двигатели с турбонаддувом
для легковых
автомобилей, предъявляющие особые требования к
диспергирующим
свойствам масел |
|
|
Таблица
3. Классификация моторных масел по АСЕА |
Категория |
Характеристики |
Применение и особенности |
«А» — бензиновые
двигатели |
А1-96 |
Предотвращение
образования шлама,
отложений окислению, защита от износа |
Масло с максимальным
топливосберегающим эффектом.
Новый стандартна поршне и стойкость к
высокотемпературному для
моторных масел с низким значением вязкости при 150 С
(без турбонаддува) |
А2-96 |
То же, что и А1-96, но с
лучшей
защитой подшипников |
Стандартный класс для двигателей
современных
и перспективныхавтомобилей, используемых на скоростных
автострадах.
По свойствам лучше, чем ССМС G4, в целом на 20% (с
турбонаддувом
и без него) |
А3-96 |
То же, что и А2-96, но с
лучшей
стойкостью к высокотемпературному окислению, чем А1-96
и А2-96 |
Экстракласс, для
двигателей скоростных
автомобилей, предъявляющих особые требования к
противоокислительным,
вязкостными противоизносным свойствам масла. По
свойствам в
целом на 20% лучше, чем ССМС G5 (с турбонаддувом и
без) |
«В» — дизельные
двигатели для
легковых автомобилей |
В1-96 |
Предотвращение образования отложений
на поршне,
диспергирование сажи (загущение масла), защита
кулачков распределительного
вала от износа |
Масло с максимальным
топливосберегающим
эффектом.Новый стандарт для моторных масел с низким
значением
вязкостипри 1500С (без турбонаддува) |
В2-96 |
То же, что и
В1-96,
но с лучшей защитой подшипников |
Стандартный
класс,
двигатели с турбонаддувом и без него для легковых
автомобилей.
По сравнению с маслами РD-2 по ССМС улучшает
диспергирование
сажи на 30% |
В3-96 |
То же, что и В2-96, но с лучшей
защитой кулачков
распределительного вала от износа, способностью
диспергировать
сажу и сохранять вязкостные характеристики |
Экстракласс, двигатели с
турбонаддувом
для легковых автомобилей. По сравнению с маслами РD-2
по ССМС
улучшает диспергированиесажи на 20-30% |
«Е» — дизельные двигатели грузовых
автомобилей |
|
|
Таблица
4. Аналоги по эксплутационным свойствам моторных масел по
SAE и по
ГОСТ 17479.1-85. |
ГОСТ |
API |
ГОСТ |
API |
Масла для карбюраторных двигателей |
|
|
|
А1 |
SB |
В1 |
SD |
Б1 |
SC |
Г1 |
SE, SF |
Масла для дизельных двигателей |
Б2 |
CA |
Г2 |
CC |
В2 |
CB |
Д |
CD |
|
Александр Ландарь
Источник: http://www.autocentre.ua/ac/Practice/Note/3399.html |