Какими бы зубастыми ни были шины, всегда найдется дорога, которую они не одолеют. Лопата или лебедка, конечно, помогут выбраться на твердь, но только если до нее десяток-другой метров. Увеличить тягу на колесах им не под силу — нужны другие средства повышения проходимости. О них мы рассказывали уже не раз, но с тех пор в арсенале появилось кое-что новое, а прошедшие годы позволили судить об этих приспособлениях с точки зрения надежности и долговечности. Кроме того, субъективную оценку возможностей этих устройств (она во многом основана на эмоциях) сменила инструментальная - «объективными» килограммами. Для этого провели несложный тест — измерили силу тяги, которую развивает автомобиль с теми или иными цепями. Сопоставляя результаты с эталоном — «голыми» шинами, легко вычислить прибавку. Чтобы определить эффективность цепей, надеваем их по очереди на колеса одного и того же автомобиля ИЖ-2126 - ему подходят все без исключения цепи и браслеты нашего теста. Под колесами слоеный пирог — асфальт, лед, укатанный снег с песком. Обут ИЖ в шины «Кама-503» M+S, 175/70R13, шипованные, почти новые. Сначала пробуем штатный вариант, без цепей. До срыва в пробуксовку динамометр показал 80 кгс, в пробуксовке - как и учит теория! — почти ноль. На эти величины мы и ориентировались при испытании цепей, браслетов и прочего. Цепи K0NIG Изготовлены в Италии. Сделаны весьма прочно, надежно и конструктивно хорошо продуманы. Для звеньев использована проволока квадратного сечения. Благодаря этому отлично работают на гололеде. Кроме того, поперечные браслеты через один соединены продольными звеньями: они располагаются по центру беговой дорожки шины. Эти перемычки существенно улучшают поперечные сцепные свойства и, следовательно, допускают движение по гололеду и укатанному снегу с большей скоростью. Сила тяги с такими цепями 300 кгс внатяг и 140 кгс при пробуксовке. + Отличные поперечные сцепные свойства. Квадратный профиль звеньев на гололеде более эффективен, чем круглый. - Как и другие конструкции, закрепленные на шине снаружи, их сложно надевать. Не являются универсальными: каждой шине — свой типоразмер. Резиновая сеть Изготовлена в Китае. Безусловный чемпион по части увеличения проходимости на любой дороге. Весьма эффективна в грязи, на рыхлом и укатанном снегу, гололеде, мокрой траве. Благодаря множеству крупных каленых шипов значительно улучшает и продольные, и поперечные сцепные свойства. 380 кгс внатяг и 260 в режиме пробуксовки — рекорд нашего теста. + Наибольшее среди всех средств увеличение тяги на любой поверхности. Допускает весьма уверенное движение по гололеду. - Довольно сложно надевать на морозе — резина становится жесткой. Громоздкие и тяжелые — занимают много места в багажнике. Браслеты Изготовлены в России. Прочные, отлично изготовленные, они попали на рынок, видимо, из советского стратегического запаса. Ограничений к применению всего два: первое — для крепления цепи на колесо в его диске должны быть подходящие отверстия, второе — непригодны для переднеприводных моделей: мешает суппорт. Крупные звенья отлично вгрызаются в грунт или спрессованный снег, однако при езде по гололеду не эффективны. Два двойных браслета на колесо — слишком мало, чтобы гарантировать попадание хотя бы одной из цепей в пятно контакта. Отсюда непредсказуемое влияние на тормозной путь и практически никакого — на боковые сцепные свойства. Только в грязи и снегу эти нехитрые приспособления себя оправдывают. Возможно, стоит купить сразу два комплекта, по четыре браслета на колесо. Образец показал максимальную тягу 250 кгс, после срыва в пробуксовку цепи все же скребут дорогу с силой 120 кгс. + Легкость монтажа, удобство пользования, небольшая масса комплекта. Не повреждают декоративное покрытие дисков. - Комплект из четырех двойных цепей обеспечивает лишь увеличение силы тяги. Невысока допустимая скорость движения. Цепь Как и предыдущий образец, эти цепи предназначены только для преодоления бездорожья. Звенья крупнее, поперечин больше, но надевать намного сложнее — замок внутреннего кольца нужно застегивать за колесом, что неудобно. При движении натяжение цепи ослабевает, время от времени ее нужно подтягивать. Результаты — 320 кгс внатяг и 140 — с пробуксовкой. + Значительное увеличение силы тяги. - В движении требуют периодической подтяжки, при установке менее удобны, чем предыдущие. Цепь МОTO CATENA Изготовитель неизвестен. Импортный аналог собачьей цепи сделан весьма деликатно. Мелкие звенья из проволочки диаметром 4 мм годятся разве что для легкого бездорожья при очень аккуратном вождении. На испытаниях одна цепочка лопнула при первом же провороте колеса на укатанном снегу. Тем не менее общий результат не плохой — 260 кгс внатяг и 120 — с пробуксовкой. + В конструкции есть элемент, подтягивающий цепь на ходу. - Недостаточно прочны, неудобны в установке, недолговечны. Резиновые браслеты SHERPA Изготовитель неизвестен. В нашем арсенале служат уже третий год и отлично себя зарекомендовали. Универсальны: подходят к шинам 13-15 дюймов. В грязи и на рыхлом снегу превосходят все металлические цепи, однако на гололеде совершенно бесполезны. Результат, показанный на снегу, —240/120 кгс. + Универсальны, отлично работают в грязи и рыхлом снегу. - Непригодны для гололеда. SPIKES-SPIDER QUICK Изготовлены в Швейцарии. Их главное достоинство — установка на колесо занимает несколько секунд. Правда, при условии, что диск адаптера смонтирован заранее. Появление этого «паука» в нынешнем тесте вызвано желанием объективно оценить прибавку тяги. Результат—210/180 кгс. + Быстрая установка, довольно высокая допустимая скорость движения. - Громоздкие, занимают значительный объем багажника. Немалая цена.
|