Один из важных вопросов при выборе дисков - как определить "правильную" ширину диска. На него есть три ответа. Стандартный: "правильная" ширина диска указана в технической документации к шине. Если нет документации, то обычно ширина диска должна быть равна примерно 80% реальной ширины шины (т.е для шины шириной 12.5" следует приобретать диск шириной 10"). Скоростной: чем уже диск по сравнению с одетой на него шиной, тем хуже управляемость автомобиля при скоростном движении и движении по твердым покрытиям. Поэтому для гонок следует выбирать диски шириной не менее 80% (80-95%) от ширины покрышки. Внедорожный: ширина диска составляет примерно 60% от заявленной ширины шины (т.е. для шины шириной 12.5" следует приобретать диск шириной 8"). Для таких пропорций есть минимум две причины. Первая: на соревнованиях и других внедорожных мероприятиях для движения по песку, грязи, болоту и т.п. давление в шинах снижают до нескольких десятых атмосферы. Колеса при этом предпочитают часто разбортовываться. Принято считать, что при более узком диске край шины с большей силой, чем на широком, давит на обод диска, тем самым шина не слетает при более низком давлении. Это конечно верно, но совсем не до такой степени. Реально все определяется профилем бортика диска, шины, геометрией их контакта и мастерством водителя, конечно. Ну а для бОльшей гарантии от неразбортирования следует приобретать бедлоки. Вторая причина. На большинстве шин (кроме Bogger и некоторых других) их ширина (измеряемая по "щекам" боковин) больше, чем ширина контактной части протектора. Соответственно одевая такие шины на более узкие диски, уменьшают выпирание боковин и тем самым слегка увеличивают "зубастость" боковых грунтозацепов. А также немного уменьшают поперечное сечение колеса, а значит и сопротивление всякой жиже при движении в глубокой колее и т.п. Однако надо заметить, что на более широких дисках пятно контакта шины при низком давлении все-таки больше, чем на узких. А этот параметр важен при езде по болотам и мягким грунтам. Следующий важный вопрос - какой выбрать диск. Восемь лет развития трофи рейдов в нашей стране дают практически однозначный ответ. Для серьезных внедорожных мероприятий и соревнований высокого уровня наиболее подходящими являются американские стальные штампованные диски, которые хоть и продаются под разными торговыми марками (American Racing Custom Wheels, Rock Crowler и др.), но являются «близнецами-братьями». Они сравнительно легкие (диск 8Jх15 весит 12 кг) и прочные (при вынужденной езде на слетевшей / пробитой покрышке по камням и твердой поверхности деформируются мало). Стальные диски более упругие, чем легкосплавные. Это также является причиной устойчивости первых к деформациям. Диски хорошо балансируются. Бестселлерами (а часто просто дефицитным товаром) являются диски 8Jx15 ET-19 5x139.7 (5x5.5") для УАЗ и Suzuki (артикул как правило содержит -5885) и 8Jx15 ET-19 6x139.7 (6x5.5") для Toyota и Nissan (артикул как правило содержит -5883). Как правило именно на основе этих дисков различные мастерские делают диски с бедлоками. Также надо рассмотреть и легкосплавные диски - они легче стальных и достаточно универсальны: имеют стильный заметный внешний вид, способный украсить любой городской автомобиль, но при этом еще и достаточно прочные и легкие для их успешного использования на не слишком тяжелом бездорожье. Однако для активного отдыха и внедорожных мероприятий годятся только кованые, а не литые легкосплавные диски. Еще с прошлого века хорошо зарекомендовали себя среди владельцев полноприводных автомобилей надежные и легкие диски КРАМЗ «Арена» и «ДИ-2» (теперь они называются соответственно «Solo» и «Grand»). Сегодня завод КРАМЗ предлагает под торговой маркой Zepp кованые легкосплавные диски самых ходовых размеров с наиболее оптимальным для подготовленных для внедорожных мероприятий и активного отдыха на природе автомобилей вылетом (0, -15, -25 и -40 мм). Очень важное достоинство дисков Zepp - их более чем приемлемая по сравнению с зарубежными аналогами цена, но при таком же уровне качества. Наибольшей популярностью пользуются 15-дюймовые модели «Hunter» шириной 8 дюймов и вылетом -25 или -40 мм для автомобилей УАЗ, Нива, Toyota, Nissan, Suzuki и др. Обзор подготовил Николай Ильин
|