Люди в них участвуют самые разные,
ну и автомобили, соответственно, тоже – от «УАЗов» и «Нив» до Lexus и
Hummer, по 10–12 в каждом рейде, и часто совсем не подготовленные.
Машина организаторов должна быть оснащена таким образом, чтобы без
потери маневренности можно было подъехать к застрявшему автомобилю с
любой стороны и вытащить его лебедкой. Поэтому на клубную «Ниву» и
потребовалось установить две лебедки – спереди и сзади, которые бы
сочетали в себе компактность, минимальный вес, скорость и тягу не
менее 4 тонн.
Из соображений оптимального соотношения цена – качество были выбраны лебедка Warn XD 9000 I
весом 38.5 кг и лебедка Tabor 9K (бюджетный вариант того же Warn)
примерно такого же веса. Warn, как более дорогой, но надежный,
разместили впереди, Tabor, как обладающий, по идее, меньшим ресурсом, –
сзади.
НА БАМПЕРАХ ИЗ ШВЕЛЛЕРА
Чтобы
закрепить переднюю лебедку, мы использовали установочный комплект Chevy
Niva. В штатные трубы, на которых крепится штатный бампер, забили
дополнительные усиливающие трубы. Их крепление в лонжероне дополнили
еще одним болтом на 10 мм помимо штатного. Между теперь уже усиленными
трубами вместо заводского бампера приваривается специальная площадка
под лебедку. Из-под нее отведены в стороны огибающие и защищающие
передние крылья швеллеры толщиной 10 мм. Такая конструкция при
наименьшем весе обеспечила достаточную функциональность.
Задний бампер также выполнен из швеллера. Он крепится к лонжеронам
усиленными трубами и еще посередине снизу трубой фаркопа, привинченной
к поперечному усилителю кузова. К бамперу приварена площадка под
лебедку от Nissan, с которой было срезано для облегчения все лишнее.
Бюджетный Tabor разместили сзади, так как на корме для лебедки работы обычно меньше
ИННОВАЦИИ ДОЛЖНЫ ПОДОЖДАТЬ
Из соображений удобства в работе и снижения массы лебедок мы намотали
на них вместо стальных синтетические тросы, предоставленные компанией
Master-pull, чем выиграли несколько килограммов. На Warn сначала был
намотан технологически передовой трос M-P Superline 8.0 мм – 9525.4 кг
на разрыв, в защитной оплетке. Интересно, что производитель
дополнительно готовит этот трос к эксплуатации: нагревает его сердечник
и растягивает под нагрузкой. Также этот трос устойчив к воздействию
ультрафиолетовых лучей: на него нанесено специальное полиэтиленовое
покрытие. За крюком у него 90-сантиметровая антиабразивная защитная
оплетка-огон (съемная, на липучке). Последние 3.65 метра троса
обработаны термостойким покрытием (защита от нагрева барабана
лебедки); конец имеет улучшенный коннектор-«ухо» для закрепления на
барабане лебедки.
В общем, он потрясающе выполнен, но, увы, годится только в
качестве дополнительного удлинителя. Благодаря своей жесткости он не
путается в «бухте», но из-за этого же свойства на барабане лебедки
неудобен. При малейшей слабине намотки его витки упруго перескакивают и
путаются, сбиваясь на одну сторону барабана. Трос, не проминаясь,
быстро заклинивает барабан, и приходится его постоянно перематывать.
Мы его заменили потом 8-миллиметровым, с прочностью на разрыв
5896.7 кг, стандартного плетения, более мягким и удобным. К тому же
его влезло на барабан на 10 метров больше, а прочности оказалось
достаточно, чтобы вытащить через блок Linkoln Navigator, прилипший
брюхом к болотной грязи.
На заднюю лебедку Tabor пошел 9.5-миллиметровый трос, с прочностью на разрыв 8164.6 кг, длиной 30 метров.
Далее вместо тяжелых стальных направляющих роликов были установлены вперед алюминиевый клюз, назад – капролоновый.
Престижный Warn гордо установлен спереди: им предполагалось пользоваться чаще
КРАСИВЫЙ, НО ГОРЯЧИЙ
Вот что нам удалось понять в процессе эксплуатации. Лебедка Warn XD 9000 I – красивый и бесшумный относительно гремящего Tabor 9K,
однако быстрее перегревается и встает, когда нужно перетащить через
болотце 10 машин подряд. Приходится минут 20 ждать, чтобы остудить
мотор лебедки.
По скорости сматывания троса и наблюдаемой мощности лебедки примерно одинаковы.
На лебедке Tabor от грязи заклинивает
переключатель режимов смотки-размотки троса. Он выполнен в виде
небольшого ребрышка на плоской крышечке, и провернуть его пальцами
порой весьма проблематично. Но так как механическая часть лебедки Tabor
не отличается от Warn, то возможна установка вместо него «варновского»
переключателя-рычажка.
БЕРЕГИТЕСЬ СТРУЖКИ
Еще один любопытный момент: оказывается, с синтетического троса по мере
его истирания летит электропроводная стружка, которая, проникая в
электромотор в щель между вращающимся фланцем барабана и щекой, куда
крепится мотор, вызывает короткое замыкание обмотки и щетки. И мотор
сгорает! Поэтому важно следить за тем, чтобы витки троса во время
намотки не ложились бы вплотную к левой щеке барабана.
Рекомендуется иметь с собой комплект запасных соленоидов. Они для
обеих лебедок одинаковые. Иногда мотор перестает работать из-за
перегревания или выхода из строя одного из соленоидов. И тогда нужно
менять весь блок, так как искать, какой из них перегорел, в полевых
условиях неудобно. Правда, мы с этой проблемой не сталкивались.
Описания конструктивных особенностей данных лебедок здесь приводить
не будем, так как в задачи практического теста это не входило. Скажем
только, что хотя бы раз в сезон редукторы лебедок рекомендуем
разбирать, промывать бензином или керосином и по новой смазывать. И
тогда они будут служить безотказно!