Подвесные электрические лебедки не
требуют особых переделок автомобиля: площадок на подрамниках, силовых
бамперов. Единственное, что необходимо для их эксплуатации, –
подключить два провода к аккумулятору и закрепить разъем в удобном вам
месте. И ваш автомобиль (в совершенно, заметим, штатной комплектации)
готов соревноваться в проходимости с внедорожниками, обвешанными
сотнями килограммов железа. Так гласит теория.
Подвесная лебедка ездит в багажнике и только в случае полного
обездвиживания автомобиля покидает свое место. Вешается она на штатные
буксировочные проушины с помощью специального крепежа, входящего в
комплект, и подключается через разъем к бортовой сети. Причем закрепить
ее можно как спереди, так и сзади. Главное – позаботиться, чтобы длины
провода хватило. Обычно основной разъем выводят под капот и штатный
провод лебедки до него дотягивается, а для подключения назад пользуются
удлинителем. В остальном процесс вытягивания автомобиля не отличается
от работы с электрической лебедкой, закрепленной стационарно.
НЭК И «ЕМЕЛЯ»
Мы взяли два образца
подвесных лебедок совершенно разного принципа. Одна, производства
саратовской компании «Солитон», под названием «Емеля», рассчитана
именно на использование в качестве подвесной лебедки и имеет тяговое
усилие 1500 кг. Вторая, комплект из автомобильной лебедки Т-Мах 6500 с
усилием 2950 кг и специальной оснастки, производится подмосковной
фирмой Rancho Jeeps Only и именуется «Носимый эвакуационный комплекс».
Название длинное, поэтому мы будем звать его НЭК. Проверить мы решили
не только способность вытянуть внедорожник, но и удобство использования.
Но сначала определимся с тяговыми свойствами. Понятно, что T-Max
значительно «сильнее» «Емели», но насколько это преимущество больше на
практике? Оказалось, что «Емеля» способен протащить по глубокому снегу
застрявший UAZ PickUP весом две с небольшим тонны. Этого вполне
достаточно, чтобы стать универсальным средством вытаскивания для
гражданских автомобилей, управляемых адекватным водителем. В самом
деле, вряд ли владелец машины в штатной комплектации полезет в колею от
«БЕЛАЗа» или рискнет форсировать болото. Да и застрянет он при такой
попытке практически сразу. И если не усугублять ситуацию, не рыть
котлован, напрасно буксуя, а сразу применить «Емелю», то покинуть
засадное место удастся без труда. С другой стороны, чувствовалось, что
саратовское изделие тянет пикап на пределе. Если бы он оказался
груженным до полных 2800 кг, то герой сказки вряд ли смог его сдвинуть
с места. Опять же, если головы на плечах нет, то посадить любой
автомобиль на днище – дело нескольких минут. И в этом случае «Емеля»
сможет сдвинуть машину массой не более 1200 кг. То есть совсем легкие
внедорожники или легковушки. А для остальных потребуется более мощное
средство. Такое, например, как НЭК. Он точно вытянет практически любой
автомобиль независимо от степени застревания.
НЕСЛОЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Итак, с
тягой разобрались, теперь перейдем к использованию. Первый этап –
подготовка автомобиля. Здесь все довольно просто у обеих моделей. Две
клеммы прикручиваются соответственно к «плюсу» и «минусу» аккумулятора.
У НЭК после этого достаточно закрепить разъем, и все. У «Емели» еще
придется подыскать место под блок коммутации, что вносит дополнительную
сложность. Но надо учесть, что это необходимо всего один раз.
Подключение лебедок к сети проще у НЭК – достаточно воткнуть вилку
в разъем. У «Емели» придется прикручивать провода, что требует времени,
инструмента (ключа на 10) и внимательности (гайки так и норовят упасть
внутрь моторного отсека).
А вот крепление лебедки к автомобилю однозначно проще у
саратовского изделия. Во-первых, оно легче. Всего 12 кг против 30 у
НЭК. Во-вторых, трос у «Емели» заканчивается крюком, который легко
вставляется в проушину одной рукой, а длина троса достаточна, чтобы при
зацеплении лебедка лежала на земле. Разработка из Подмосковья крепится
к проушинам шаклами, требующими для фиксации обе руки, а длина цепей
маловата. К первой проушине цепь крепится легко, а при креплении ко
второй приходится лебедку (30 кг) удерживать на весу одной рукой за
цепь, направляя звено в шакл. Одному очень неудобно.
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Работа лебедками труда не составляет, хотя и тут есть некоторые
тонкости. Почему-то саратовцы оснастили «Емелю» совершенно невнятным
переключателем режима холостого хода. Положение, соответствующее
рабочему режиму, приходится искать. Мелочь, но очень неприятная.
Крепится «Емеля» только за одну проушину, что не всегда удобно.
Впрочем, поставить крепление для второй особого труда не составит.
Плохо, что это не делается штатно. Кстати, лебедку можно значительно
облегчить, заменив металлический 20-метровый трос на синтетический.
Конструкция устройства такова, что на барабан влезет довольно длинный
отрезок. Если трос менять не хочется, все равно доработать его
придется: зажимы на концах троса присутствуют в единственном
экземпляре. А этого для усилия в полторы тонны маловато. Нам в процессе
теста удалось вырвать конец троса, на котором расположен крюк, из
зажима. Так что везде надо поставить один, а лучше два дублера. А еще
лучше – заменить зажимы на более «хваткие», типа Duplex, «бочонок» или
заклепать медной накладкой.
СПОСОБЕН НА МНОГОЕ
После того как
T-Max в оснастке подвешен к машине, проблем с вытягиванием нет. Удобно
то, что именно эта модель оснащается беспроводным пультом, так что
свисающих проводов, способных попасть под колесо, нет. Лебедка крепится
к двум проушинам цепями, так что при желании можно даже выставлять
угол, соответствующий направлению троса. НЭК идет оснащенным
синтетическим тросом длиной 15 м. Более длинный поставить нельзя из-за
конструкции оснастки. Так что желательно возить с собой удлинитель. И
все-таки вес комплекса, как нам кажется, великоват. Ведь лебедка
применяется периодически. Застрял – вытащился, проехал несколько
метров, опять застрял – вытащился. И так может продолжаться довольно
долго. Все бы ничего, но лебедку придется во время самостоятельного
движения снимать. Давайте представим. Полный цикл работы с комплексом
выглядит так: достали его из багажника (вес – 30 кг!), поднесли к
нужному бамперу, навесили на проушины. Затем надо размотать трос,
закрепить его за дерево или якорь. Тянем. Вытянулись. Ехать с
навешенным комплексом не получится – слишком низко он висит. Так что
снимаем. Вначале отсоединяем трос, сматываем его, причем внатяг, чтобы
не попортить. Снимаем лебедку с проушин и несем (не забудьте про ее
вес!) обратно в багажник. Если засадные места встречаются часто, то
постоянное таскание комплекса подкосит силы, пожалуй, даже
профессионального грузчика. С другой стороны, если НЭК приобретается
именно на крайний случай владельцем тяжелого внедорожника, редко
съезжающего с асфальта, то вес не так важен, как тяга.
УЗКИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Если подвести
итоги нашей проверки, то получается, что лебедки совершенно разные и
области их применения почти не пересекаются. Саратовская модель
рассчитана на тех, кто в принципе не считает себя джипером,
передвигается в основном по дорогам и лишь изредка съезжает с них.
Недостатки «Солитона» нивелируются невысокой стоимостью относительно
автомобильных лебедок, удобством использования по сравнению с ручными,
небольшими габаритами и весом. Надо только поменять разъем и, если у
вас есть две проушины спереди или сзади, навесить второе крепление. И
мелкие несовершенства земной поверхности вам будут не страшны.
«Носимый эвакуационный комплекс» рассчитан на более серьезное
преодоление бездорожья. Его потенциальные покупатели – владельцы
внедорожников, регулярно выезжающие в глухие места, где есть
вероятность застрять «не по-детски». Охотники, рыболовы,
путешественники, не готовые к переделкам авто, но желающие приблизить
их по проходимости к подготовленным машинам. Но надо быть готовым к
тому, что слишком часто применять комплекс будет тяжело в прямом смысле
этого слова. Перед использованием рекомендуем подогнать устройство под
себя: проверить, достаточно ли длины цепей, и запастись удлинителем
троса. Все остальное для преодоления бездорожья уже включено в комплект.