Быть уверенным в собственных силах на бездорожье хочется всем, не только
убежденным джиперам, согласным ради этого всюду таскать на морде своего
стального коня лишние десятки килограмм в виде силового обвеса и
намертво закрепленной лебедки с тяжелым стальным тросом. А как быть тем,
кто не хочет портить «первозданную красоту» своего внедорожника
металлическими бамперами, кто забирается в грязь всего несколько раз в
год или гарантийные обязательства не позволяют вмешиваться в конструкцию
машины? Для них то и предназначена переносная лебедка.
Если вы когда
либо смотрели видео или фоторепортажи с трофических покатушек, или
присутствовали на них лично, то наверняка замечали, как один экипаж
помогая другому, но не имея возможности подъехать с нужного направления,
лихорадочно откручивает свою лебедку, мастерит короткие «концы» из
троса и вытаскивает засевших и «обезлебеженных» коллег из топкого места.
А еще во «внедорожных» магазинах часто продаются бампера со специальным
крепежом, где лебедка на подставке жестко фиксируется, обычно с помощью
трубы квадратного сечения, закрепляемой через металлический палец в
бампере. Ее можно использовать и сзади, если там стоит такой же бампер, а
взяв препятствие, убрать в багажник. Однако часто это бывает не так то
просто сделать – большое усилие мощной лебедки, приложенное под углом,
может перекосить конструкцию или даже выломать крепление.
Вобщем,
идея использовать стандартную лебедку в качестве переносной не нова, но
как сделать это изящно, максимально облегчив и упростив конструкцию, да
еще не меняя внешний вид автомобиля, ведь установка не заводских
бамперов «карается» лишением гарантии. А владельцам новых, но вполне
пригодных для бездорожья машин тоже хочется «в пампасы», часто в
одиночку, в незнакомой местности, когда неизвестно, куда бежать за
трактором. Да и не только им – любители «паркетников», считая свои
ненаглядные лакированные машинки способными побороться с бездорожьем,
тоже «садятся в лужу» - дать бы сейчас «задний ход», да поздно, а будь в
багажнике небольшая лебедка, пикник не был бы испорчен унылым
путешествием сами знаете куда.
Оптимальное решение предложили
специалисты небольшой подмосковной фирмы Rancho Jeeps Only, здесь
испытали и начали собирать серийно комплект переносной лебедки,
отвечающий всем необходимым требованиям: не вмешиваться в конструкцию
машины, давать возможность вытаскивать свое авто в любом направлении, не
занимать много места и иметь минимальный вес. Все очень просто: в
сварной рамке из прочной нержавеющей стали марки AISI 304 толщиной пять
миллиметров крепится обычная трофическая лебедка, так же на рамке
закреплен клюз под кевларовый трос. С помощью коротких цепей и шаклов
система крепится к буксирному крюку любого автомобиля, подсоединяется к
аккумулятору герметичным «быстрым» разъемом и готово – можно тащить.
В
качестве испытуемых у нас сегодня совершенно стандартный небольшой
«паркетник» Renault Koleos и «американец» Jeep Cherokee прошлого
поколения, но свежий, еще на гарантии – как раз то, что надо. Сначала
аккуратно «сажаем» в небольшую болотинку Renault. Достаем из коробки
герметичный разъем, аккуратно прикручиваем его клеммы к акуумулятору,
все, теперь можно оставить его там на ПМЖ - он ни чему не мешает. Теперь
вкручиваем на место буксировочную проушину (она у Koleos всего одна,
слева по ходу машины) и крепим к ней лебедку в рамке через шаклы и
короткие цепи. Соединяем «папу» и «маму» разъема, подключаем пульт и
винчуемся через корозащитную стропу за ближайшее дерево. Теперь включаем
двигатель, ставим АКПП в «нейтраль», опускаем стекло и, аккуратно
подруливая, самостоятельно вызволяем «реношку» из плена. Вся операция по
установке лебедки заняла около четырех минут и посторонней помощи не
потребовалось, для использования комплекта достаточно одного человека.
Для
вытаскивания Renault Koleos был использован самый легкий из двух
разработанных лебедочных комплектов, на основе T-Max 6500. В сборе,
вместе с кевларовым тросом и цепями он весит всего 24 кг, в принципе с
ним справится даже женщина, особенно русская, ведь они у нас и в горящую
избу, и коня на скаку, чего уж там… А мужские автомобили требуют более
серьезного подхода, для Jeep, например, подойдет комплект с лебедкой
Runva 9500 (тяговое усилие 4.5 тонны). Если рассчитывать как положено –
вес автомобиля плюс 40% - мощи хватит за глаза, лебедки именно с таким
тяговым усилием наиболее распространены в трофи, а популярнейшая Toyota
LC 105, довольно тяжелый автомобиль, штатно комплектовалась лебедкой с
усилием на 500 фунтов меньше. Металлический трос Runva 9500 с губками
весит 14.5 кг, но это все нам не нужно, ведь мы пользуемся кевларом, а
он вместе с рамкой и клюзом весит 11 кг, а вся конструкция в сборе весит
36 кг - на 4.5 кг легче «голой» лебедки из магазина.
Итак,
проделываем те же самые операции – «сажаем», подключаем, винчуемся,
вытаскиваем. Так как лебедка крепится за одну проушину, она не
фиксируется в горизонтальном положении – в зависимости от намотки троса
может повернуться вертикально, но это не страшно – масла в редукторе
хватает для смазки в любом случае, кстати и уронить в воду ее не страшно
– стандартные автомобильные лебедки самовытаскивания герметичны.
Однако, лучше всего крепить ее за две проушины, как это видно на фото с
Jeep Grand Cherokee, еще одним участником теста – так надежнее, а
«играя» звеньями цепи, можно регулировать угол приложения тягового
усилия при вытаскивании машины в сторону от колеи. Можно и вообще тащить
машину вбок – для этого достаточно использовать устройство для поднятия
«хай-джеком» за колесо, или просто закрепить трос на колесном диске.
Вот
такая универсальная штука получилась – в зависимости от веса машины
выбираем лебедку, а с ней идет стандартный комплект: рамка из
нержавейки, в которую уже установлена лебедка, клюз под кевларовый трос и
собственно трос длиной 20 метров, крепежные цепи, шаклы, провода с
быстрым разъемом для подключения к аккумулятору, лебедочный пульт. По
желанию можно добавить удлинитель для подключения лебедки сзади машины и
удлинитель троса, а так же набор для крепления конструкции к колесу
машины. Пригодится эта конструкция всем, не только внедорожникам, в
конце испытаний, проходивших возле мотокроссовой трассы, мы вытащили из
лужи огромный «недоприводной» автобус Iveco TurboDaily, в котором
мотокроссмены возят на соревнования свои аппараты.
Григорий
Алешин, фото автора и Максима Кармалицкого