Кузов любого автомобиля подвержен деформации, на него постоянно воздействуют внешние силы – дорога, инерция, боковой ветер и многое другое. При слишком сильном воздействии кузов может стать непригодным для эксплуатации. Многим, кто ездил на отечественных машинах, знакома ситуация, когда заклинивает двери после долгой стоянки на неровной поверхности, например на домкрате или когда два колеса на дороге, а два – на бордюре. Качественный автомобиль отличается высокой жесткостью на скручивание, а если она небольшая, то у него ухудшается управляемость, он быстро изнашивается. Жесткость кузова зависит от его типа: самые стойкие – купе и трехдверные хэтчбеки, благодаря своей форме они лучше всего противостоят изгибам в поворотах, а наименее жесткие – универсалы и микроавтобусы. Во время эксплуатации автомобиля при невысокой жесткости нарушается работа передней и задней подвесок из-за размягчения металла в местах крепления рычагов подвески. Разрушение кузова происходит постепенно – сначала отслаиваются сварочные швы, в местах их разрыва образуется коррозия, появляется ржавчина. В спортивных автомобилях устанавливают каркасы – они защищают пилота и усиливают жесткость кузова. Около 14 лет назад каркасы стали обязательным условием для участия в автомобильных соревнованиях. Каркас – это система соединенных между собой стальных холоднотянутых бесшовных труб. Трубы бывают главными и предохранительными. После установки защитных дуг к весу автомобиля прибавляется 40-50 кг, из-за чего увеличивается время разгона. Каркасы делятся на две категории – профессиональный (омологированный) и любительский (неомологированный). Первый дает возможность быть допущенным на официальные гонки, хотя последнее время все чаще встречаются смешанные варианты. Самостоятельное же изготовление каркаса зачастую приводит к плачевному результату – неправильные расчеты и работа с подручными инструментами не гарантируют безопасность пилоту, скорее наоборот. Способы установки также можно разделить на два вида: вварной – дуги ввариваются в силовую структуру кузова, и разборный – каркас присоединяется к установленным в кузове петлям болтами, такой каркас легко деинсталлировать. Эксплуатация автомобиля с установленным каркасом обязывает пилота использовать ремни, крепящиеся на нескольких точках, которые при ударе оказывают на тело человека сильные нагрузки. Гражданские поездки по городу или трассе усложняются ухудшением обзорности и неудобствами при посадке и высадке из машины. Однако защитные дуги уберегают водителя от переломов и ранений во время аварии, если каркас сделан не для красоты, а для дела. Но при аналогичных ситуациях в городских условиях пилот рискует отправиться на больничную койку вместе с пассажиром, так как установка каркаса исключает работу подушек безопасности. Многие неудобства можно было бы потерпеть, но еще один минус каркаса в том, что при его наличии будет очень сложно пройти технический осмотр в ГАИ.
|