Евгения ТВЕРДОХЛЕБОВА
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Впервые на TLC 7-й серии я обратила
внимание во время "Арктик-трофи - 98". На ней приехал киевский экипаж.
Эта была одна из немногих машин, у которых за весь маршрут ничего не
ломалось.
В этом году мои друзья решили принять участие в "Ладоге-трофи -
2000" и встал вопрос выбора машины. Она должна была стоить не более $10
тыс., также ее предполагалось использовать для буксировки тяжелой
лодки. После долгих раздумий было принято решение остановиться на
Toyot'e Land Cruiser 7-й серии. Почему именно на ней?
Опыт предыдущего общения с многими внедорожниками таких фирм,
как Nissan, Mitsubishi, Land Rover и Toyota, явно указывал на нее как
на машину исключительно надежную с огромным запасом прочности всех
агрегатов, обладающую отличными внедорожными качествами, оригинальным
дизайном и комфортабельным салоном. Небольшой вес, пружинная подвеска с
большими ходами, малый радиус поворота приятно дополняли картину.
Много Land Cruiser'ов хороших и разных
Несмотря на полученные общие положительные характеристики, найти
детальную информацию по автомобилю оказалось совсем не просто. Кое-что
я нашла на "тойотовских" сайтах, многое узнала от известного питерского
джипера со стажем, владельца внедорожников моделей BJ-40, HJ-60 и
LJ-70. А. Дерюгина. Еще через Интернет на мои запросы откликнулся один
из любителей офф-роуда из Хабаровска, владелец BJ-74, имеющий большой
опыт общения с Land Cruiser'ами, в основном праворульными. В Москве,
по-видимому, 7-й серией не занимается никто.
| |
Toyota Land Cruiser 7-й серии (с левым рулем, на пружинных
подвесках) выпускается с 1985 года. Модификации под индексами "70",
"72", "73", "75", "77", "79" отличаются в первую очередь длиной
колесной базы, количеством дверей, все с "70-й" по "75-ю" включительно
трехдверные. У "70-го" кузова самая короткая база, у "73-го" на 30 см
длиннее. "73-й" кузов выпускается только с пластиковой съемной крышей
FRP (Fiber Reinforced Plastic). Менее чем за полчаса "73-я"
превращается в кабриолет.
Буквами LJ, BJ, RJ, HZJ, PZJ и т. д. обозначают тип мотора, который установлен на машине:
- LJ - дизели 2LT 2,4 л с турбиной 86 л.с. и без нее, а также дизели 3L объемом 2,8 л без турбины;
- BJ - дизели 3В 3,4 л и 13ВТ 3,5 л с турбиной;
- RJ - бензиновый 22R 2,5л 115 л.с.;
- PZJ - дизель 1KZ 3,0 л с турбиной 125 л.с.;
- HZJ - дизель HZ4.2A.
На большинстве встречающихся у нас в стране моделей "70" - "79" с
пружинной подвеской установлены двигатели 2LT и 22R, на машинах начиная
с 1992 года выпуска встречается мотор 1KZ. Цена новых автомобилей 7-й
серии составляет $25-30 тыс. Они комплектуются двумя типами дизельных
моторов 1KZ и 1HZ. В Россию они официально не поставляются, но на
Западе хорошо известны.
Большая часть леворульных машин, произведенных в Японии для европейского рынка, имеет VIN-код вида JT1V0LJ7009010312, где:
- J - Япония
- Т - Toyota
- 1 - для Европы
- V - тип кузова
- L - тип двигателя
- "70" - модель, и т.д.
Номер рамы можно увидеть, заглянув под правую переднюю колесную арку |
Механические замки передних ступиц: архаично, зато надежно |
Существуют два варианта комплектации - VX и LX. VX отличают
хромированные подножки и накладки на бамперах, часы с секундомером и
будильником, более красивая отделка салона, как правило, электрические
стеклоподъемники и люк, иногда - кондиционер. На версиях LX бамперы и
подножки черные, часы простые, отделка салона спартанская и никаких
электрических наворотов.
7-я серия оборудована усилителем тормозов (передние - дисковые,
задние - барабанные), гидроусилителем руля, 5-ступенчатой КПП,
центральным замком, регулируемой рулевой колонкой. Штатно установлены
омыватели фар и заднего стекла, а также его подогрев. Подвеска -
пружинная зависимая, мосты - неразрезные, передний мост - отключаемый,
задний мост, как правило, с самоблокирующимся межколесным
дифференциалом. Межосевого дифференциала нет. Подключение переднего
моста осуществляется в два этапа: сначала нужно включить ступичные
муфты, затем из салона кнопкой приводится в действие
электромеханическая муфта в раздатке, жестко связывающая передний и
задний мосты. Встречаются варианты ступиц с неотключаемыми полуосями
(полуоси и карданный вал вращаются без нагрузки). Ездить на полном
приводе по твердому грунту нельзя - разбиваются ступичные муфты
переднего моста, крестовины и шлицевое соединение карданного вала,
возможны поломки в трансмиссии. При эксплуатации по твердым грунтам
рекомендуется раз в 2 - 3 тыс. км подключать на непродолжительное время
ступицы переднего моста (без включения полного привода). Это
необходимодля того, чтобы шлицевое соединение не "залипало".
Рычаг раздатки имеет три положения: Н, N, L4. Положение L4
(пониженная передача) включается только при полной остановке с
подключенным передним мостом через педаль сцепления. Положение Н
используется при обычной езде. Положение N - вся трансмиссия отключена.
Предусмотрена установка коробки отбора мощности для привода
механической лебедки. Небольшая часть машин комплектуется
дополнительными отопителем и аккумулятором.
Встречаются модели, собранные предположительно в Эмиратах или
Кувейте, не имеющие VIN'a. Внешне и внутренне они похожи на LJ-70, но
есть и отличия. Так называемый НАТОвский вариант на табличке под
капотом имеет обозначение LJ72. Он выпускается с дизелем 3L 2,8 л без
турбины, на его приборном щитке нет тахометра и креномера. У этой
версии отсутствует подогрев заднего стекла, тормоза, как правило,
барабанные, а коробка передач 4-ступенчатая. Также VIN-кода не имеют
машины с правым рулем, произведенные в Японии для внутреннего рынка или
собранные в Австралии.
Еще существует множество вариантов 7-й серии с рессорной
подвеской, а также с правым рулем (BJ-70, 74, 78; LJ-77, 79; PZJ-73;
HZJ-75 и др.).
Собрав информацию, мы начали поиски автомобиля в Москве, в Питере, а
также через перегонщиков и в Европе. Непростое это было занятие, так
как таких машин совсем немного. Перед нами стояла задача найти ходовой
вариант не старше 1990 года выпуска с пробегом до 200 тыс. км
(небольшим для Land Cruiser'a). В итоге было принято решение
остановиться на LJ-73 1992 года выпуска стоимостью в $6500
красно-белого цвета с турбодизелем 2LT и пробегом 142 тыс. км. Эта
машина с пластиковым съемным верхом, крепящимся на толстых дугах, с
дорогим кенгурином фирмы Delta, с неплохой аудиосистемой и на новых
колесах нам приглянулась. Пять лет эксплуатации в Москве не сильно
отразились на ее состоянии. Перед покупкой мы поехали на диагностику в
авторизованный техцентр Toyota, где за $40 узнали, что подвеска,
трансмиссия, рулевое управление и тормоза у нее в нормальном состоянии,
за исключением разбитого шлицевого соединения переднего карданного вала
(результат частой езды на полном приводе по асфальту). Кузов красился
года четыре назад из-за удара в правое крыло и кое-где имеет
незначительные следы коррозии, в основном на порогах. Неприятным
оказалось то, что из-под выпускного коллектора немного гонит масло,
что, как правило, является следствием износа турбокомпрессора.
Качественно отремонтировать его нельзя, в лучшем случае после ремонта
он проходит 5 тыс. км. Новый агрегат стоит $1200 - 1400, покупать б/у
нецелесообразно.
| |
Подготовка к эксплуатации
После оформления первым делом были заменены все жидкости, смазки,
ремни, фильтры, передний и задний сальники коленвала. Оказалось, что
все расходные материалы есть в наличии в Москве. Поскольку мотор 2LT
распространенный, устанавливается на микроавтобусы Hi-Асе и пикапы
Hi-Lux, поиск запчастей на него не вызвал особых проблем. Остальные
запчасти были заказаны в различных фирмах со сроком поставки от 3-х
дней до 6 недель.
Приводим московские цены на запчасти.
Фильтры:- масляный - $20 - 25
- топливный - $30 - 40
- воздушный - $20 - 30
- ремень ГРМ - $45 - 55
- ремни генератора (пара) - $15 - 20
- ремень ГУРа - $10 - 15
- ролик ремня ГРМ - $40 - 50
- колодки передние - $25 - 30
- колодки задние - $40
- диск сцепления - $110 - 130
- корзина - $75 - 90
- подшипник выжимной - $30 - 40
- рулевые наконечники - $30 - 40
- сальники, прокладки - $5 - 15
Цены на кузовные детали:
- дверь - $600 - 700
- крыло переднее - $600 - 700
- боковина - $900 - 1100
- пластиковая крыша на "73-й" кузов - $5000.
Стекла:
- лобовое - $150 - 250
- боковое опускаемое - $70 - 130
- боковое раздвижное - $50 - 100 за пару.
На рынках подержанных запчастей в европейской части страны детали и
узлы автомобилей 7-й серии практически не встречаются. На Дальнем
Востоке с б/у запчастями проще. Далеко не все детали от праворульных
машин подходят к леворульным. Даже у внедорожников одного года выпуска
и похожего VIN'a возможны различные комплектации.
Подготовка LJ-73 к "Ладоге-трофи" включала в себя установку
электрический лебедки (WARN 8000), шин (33 BF Goodrich M/T), дисков (9
дюймов, вылет - 32), амортизаторов (Bilstein), шноркеля. Все
необходимое было куплено в Финляндии. Приятным оказалось то, что
33-дюймовая резина ставится на 7-ю серию без подъема кузова, а для
"35-й" требуется установка более длинных пружин или проставок. На
"33-й" резине машина не потеряла своей устойчивости в поворотах.
Поездка из Москвы в Финляндию позволила в полной мере оценить
удобства салона и ходовые качества автомобиля. Сиденья, педальный блок,
приборы, регулируемая рулевая колонка позволяют комфортно чувствовать
себя водителю любого роста. Высокая посадка водителя исключает проблемы
с обзором. Очень понравились легкие эффективные тормоза, информативный
гидроусилитель руля. Обогрев, вентиляция и шумоизоляция салона
находятся на уровне легкового автомобиля. Дизельный двигатель 2LT
отлично тянет на низах, а турбонаддув позволяет чувствовать себя
уверенно и в городском потоке, и на трассе. 1-я и 2-я передачи очень
короткие, зато 5-я позволяет поддерживать скорость в диапазоне от 70 до
130 км/час. Расход топлива в городском цикле 12 литров, на трассе при
скорости 90 км/час - 11 литров, при 120 км/час - 13 литров на 100 км.
Объем топливного бака 90 литров.
За две недели до "Ладоги-2000" я случайно нашла еще одну LJ-70
1991 года выпуска в отличном состоянии. Машина 5 лет была в России под
розыском Интерпола с запретом отчуждения. На ней практически не ездили
из-за проблем с документами, реальный пробег составлял 94 тыс. км. По
решению суда ее сняли с учета, и мы с другом ее легально купили за
$5000. Быстро сделали полное ТО. Заменили смазки, жидкости, ремни,
фильтры, амортизаторы, пружины. Установили электролебедку, 33-дюймовую
резину и поехали двумя экипажами на "Ладогу-трофи - 2000".
Машины показали себя с отличной стороны как по надежности, так
и по проходимости. Дополнительных защитных устройств мы не
устанавливали, так как коробка передач, раздатка, рулевые тяги
находятся достаточно высоко и повредить их можно, только прыгнув сверху
на камень. На LJ-70 об острый и высокий пенек сорвали шланги с трубок
топливного бака и поломали трубку обратного слива, в результате чего из
нее потоком потекла солярка, а дизель нахлебался воздуха. На трубку
надели кембрик, обмотали скотчем, прокачали систему питания - и все
проблемы были решены. Самая серьезная поломка на обеих машинах - выход
из строя магнитол.
Еще хочу поделиться информацией по опыту эксплуатации, полученной от других владельцев таких машин и механиков.
Несколько полезных советов
Запчасти желательно покупать только оригинальные. В каталогах
неоригинальных запчастей и расходных материалов зачастую встречаются
ошибки. Ремонт требуется редко, но стоит дорого. Если делать регулярное
и правильное техобслуживание, то ремонтировать что-либо придется не
скоро.
Ресурс двигателя 2LТ при правильном обращении составляет 300 -
350 тыс. км, мотор боится перегрева, в результате которого может
повести головку блока. Требователен к уровню и качеству масла. Ресурс
двигателя 1KZ несколько больше за счет того, что он мощнее и ему не так
часто приходится работать на пределе.
Существующее мнение о том, что дизельные двигатели очень
экономичные, не совсем справедливо, поскольку экономят горючее, а не
деньги, так как зимнюю и летнюю солярку для долгой и беспроблемной
эксплуатации желательно заливать на фирменных заправках, где она иногда
бывает ненамного дешевле, чем бензин. Хотя, с другой стороны, известны
случаи эксплуатации Cruiser'ов на "колхозной" солярке, несмотря на то
что ее использование снижает ресурс двигателя.
Долговечность системы турбонаддува равна 150 - 250 тыс. км
пробега при условии правильного обращения с ней. Моторы нельзя глушить
сразу после нагрузки, надо дать им поработать на холостых оборотах 1-2
минуты. Масло в дизеле и фильтр при тяжелых дорожных условиях нужно
менять не более чем через 2500 км. Заводом-изготовителем рекомендуется
эксплуатировать мотор на дизельном минеральном или полусинтетическом
масле. Регулировку клапанов нужно осуществлять каждые 40 тыс. км.
Ремень ГРМ и ролики натяжителя - каждые 90 тыс. км. Свечи накаливания
служат очень долго.
Сайлент-блоки рычагов подвески практически вечные, на машине с
пробегом 300 тыс. км мы их еще не меняли. Пружины от времени
просаживаются. У 8-9-летних внедорожников с пробегом около 150 тыс. км,
не возивших тяжелых грузов, пружины уменьшаются по высоте на 8 - 12 см.
Ресурс амортизаторов зависит от условий эксплуатации.
При регулярной замене масла передний мост по главной передаче,
дифференциалу и полуосям слабых мест не имеет. Масло можно заливать как
минеральное, так и синтетическое. При частом преодолении бродов и
бездорожья менять его рекомендуется не реже 5 тыс. км. ШРУСы и
крестовины карданов необходимо регулярно шприцевать. Приблизительно на
200 тыс. км пробега требуется замена сальников, пыльников и прокладок
моста. Возможно, это будет нужно сделать раньше, если трансмиссионное
масло начнет вытекать из поворотных шаров. Подшипники ступиц через
каждые 20 тыс. км необходимо промывать и заменять в них смазку.
Ремкомплект на передний мост идентичен 80-й серии Cruiser'ов. В задний
мост с дифференциалом повышенного трения нужно заливать только
специальное масло, например Castrol SAF-XJ (75/140) по $15 за литр. Из
мостов под кузов штатно выведены трубки сапунов, удлинив которые, при
желании можно вывести в салон. Коробка передач, раздатка, мосты, рычаги
подвески, карданные валы при правильном обращении имеют ресурс,
сопоставимый с ресурсом двигателя.
Важно отметить, что в обслуживании и ремонте Land Cruiser 7-й
серии достаточно прост, почти все размеры болтов и гаек у него на 10,
12, 14, 17, 19 мм, внутренние шестигранники встречаются только в
двигателе.
Раму желательно периодически прочищать от грязи и наносить на
нее антикоррозионные средства, для этого в ней существуют специальные
отверстия. Если машина не была в аварии, эксплуатировалась не в России
(без соли), кузовные детали не ржавеют очень долго - 15 лет не предел.
По моему мнению, Toyota Land Cruiser 70 - один из самых удачных автомобилей для офф-роуда.
Источник: http://www.monsters.4wd.ru/tech/tlc70/tlc70.shtml |