С
тех пор как автомобиль и путешествия стали синонимами, его концепция
претерпела значительные изменения. Даже десятилетие назад активный
отдых с дальними выездами и в теории не предполагал многих элементарных
вещей. Теперь вполне логично, что они появились, а, главное, пришло
понимание того, что должен представлять собой экспедиционный транспорт.
Что-то заимствовалось из зарубежного опыта, что-то додумывалось на
местах, с учетом специфики условий эксплуатации. Образ рейдового
автомобиля мы рассмотрим на примере Toyota Land Cruiser 105. По
мнению многих любителей дикого отдыха, именно «стопятка» — идеальный
вариант для дорожных походов. Играют роль габариты, надежность, которой
автомобиль обязан старой агрегатной гвардии, цельные мосты,
определяющие минимум слабых звеньев в подвеске. И не в последнюю
очередь годы выпуска. Land Cruiser 80 сняли с конвейера еще в 1997-м, а
TLC105 выпускался (как известно, лишь в леворульной версии) до 2006-го.
Причина — в несоответствии 4,2-литрового 1HZ эконормам. Кстати, если не
учитывать высокую для б/у экземпляров стоимость, как раз-таки этот
дизель — одно из негативных качеств джипа. Другие двигатели на него не
устанавливались, а 1HZ существует только в атмосферном варианте и
развивает 135 сил. Правда, как нам сказали в фирме «Сафари» (где,
собственно, и строился представленный на снимках Cruiser), уже есть
некоторые наметки по его «наддуванию». Те, кто не готов платить порядка
$7-8 тыс. за австралийский турбокит, могут рассчитывать на установку
турбины от 1HD-T. В этом случае придется также заменить топливную
аппаратуру, обзавестись корректором наддува и по желанию даже поменять
головку на 24-клапанную от 1HD-FT — вместе с работой все равно
обойдется дешевле («наш» LC105, вероятно, станет первым).
По
краткому знакомству трудно судить о динамических способностях джипа,
однако, по словам владельца, на 33-х колесах разгон в районе 100 км/час
— занятие тяжелое. Оно стало чуть легче, когда постоянный полный привод
сменили на Part Time (такой устанавливался на арабские версии). Ближневосточные
модификации версии вообще способны поделиться многими неизвестными в
России элементами. Например, калиткой под запаску на двери, лесенкой на
крышу и, главное, 50-литровым дополнительным баком в заднем свесе,
который позволяет взять в рейд еще одно запасное колесо. Все
остальное можно делать у нас. Например, силовой обвес, который у
«экспедиционника» не включает внешний каркас (пороги можно выполнять
полыми — под запасы техжидкостей), или багажник на крышу, или защиты
снизу (не все прикрывают агрегаты, но рулевые тяги — это святое). Не
стоит игнорировать шноркель и выведенные в моторный отсек сапуны —
«купаются» джипы не только в трофи. Обязательный элемент и лебедка. Нам
она помогла только с удлинителем троса — имея дело с тяжелым
внедорожником, важно не переоценивать его возможности. После проверки
траектории сложные участки лучше брать ходом, поскольку монстра с
огромным клиренсом желательно не создавать. И резину с чересчур злым
протектором не ставить — в экспедициях важна и плавность хода, и ресурс
шин, и акустический комфорт. Увы, любая «радиалка», в том числе, BF
Goodrich Mud Terrain в грязи легко превращается в слик. Для
преимущественного движения на высоких скоростях особое внимание надо
уделить лифту. Прошли те времена, когда его набирали из деталей
собственного изготовления. Сейчас предлагаются фирменные комплекты.
Остается только выбрать величину подъема. В нашем случае хозяин
остановился на амортизаторах Tough Dog, обеспечивающих 4 дюйма лифта.
Задние пружины подбирались аналогичного размера. Но передние пришлось
поставить с двумя дюймами и проставкой (иначе нос задирался чрезмерно),
а чтобы компенсировать тяжесть дизеля и лебедки, они подбирались из
самых жестких (у Tough Dog есть и такой выбор). Имеет ли смысл
обращаться к 6-дюймовым китам? Только в том случае, если хозяин готов
мириться с существенными кренами и вообще значительно изменившимся
поведением на дороге. Ведь даже с четырьмя дюймами и при
установленном кастор-ките (его наличие у дорожной, в сущности, машины
обязательно, иначе ушедший кастор приведет к неадекватной
управляемости; второй способ вывести угол установки шкворней к
заводскому — проставки над задними креплениями продольных рычагов)
внедорожник становится валким, а на повороты руля отвечает с ленцой и
опозданием. Чтобы хоть как-то сохранить ходовые качества, не нужно
отказываться от стабилизаторов поперечной устойчивости — достаточно
опять же соорудить между ними и кузовом проставки. Разрезными и
надставленными придется сделать тяги Панара — штатные «выкатят» мосты
из-под рамы в сторону. А вообще suspension и body lift (подъем кузова
относительно рамы тоже вариант) напрямую зависит от внешнего диаметра
колес. Если с двумя дюймами входит 32-я или 33-я «резина» с обрезкой
или без кузовного железа, к чему городить высокую конструкцию? Кто-то
выбирает 35-й размер — в рейдовых режимах подобные колеса могут
раздражать серьезно возросшими неподрессоренными массами и еще большими
боковыми уводами шин в поворотах. Впрочем, решение здесь, скорее,
индивидуальное. Так же можно сказать и о дополнительной
светотехнике (4 «ксенонки» Hella на крышу LC105 встали с помощью
поперечины релингов от Honda Avancier), предпусковом подогревателе
Webasto, топливном фильтре Separ, радиостанции и компрессоре с
ресивером для подкачки колес. Вещи не сказать, чтобы сверхнеобходимые.
Но экспедиции бывают не только летние, поднимать вручную давление во
внедорожной «резине» дело долгое и тяжкое, а связь между автомобилями в
колонне, как показывает практика, помогает избежать многих неприятных
неувязок. Однако если все это оборудование может варьироваться
в зависимости от практических и финансовых претензий владельца, то
спальное место в багажнике вряд ли кто-то признает ненужным. Разве что
только тот, кто на каком-то генетическом уровне привык проводить ночи в
палатке. Сейчас «спальник» можно заказать из Японии, проще — сделать в
Иркутске. Из досок, фанеры, мягкого наполнителя и кожзама получается
ровная поверхность в треть высоты грузового отсека, которая при
сложенном диване позволяет ложиться в полный рост. При этом под ней по
желанию устраивается либо пустой объем, либо выдвижные рундуки для
поклажи. Или что-то в комбинированном виде.
Нельзя
не сказать, что нынешний образ экспедиционного автомобиля достаточно
далеко ушел от стандартного внедорожника. По сути, это универсально
подготовленная машина, которой отнюдь не заказано довольно серьезное
бездорожье и на которой, в то же время, можно автономно путешествовать
в течение длительного времени. Конечно, джип не кемпинг. Однако для
направлений, которых хватает и в Сибири, и вообще в восточной части
нашей страны, согласитесь, нужен именно такой транспорт. Источник: Автомаркет+Спорт
Источник: http://info.drom.ru/tuning/13005/ |