Андрей СУДЬБИН Фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Эта история началась еще в середине
восьмидесятых, когда Ульяновский автозавод получил техническое задание
на разработку нового армейского внедорожника. И вот после положенного
цикла проектно-конструкторских работ к испытаниям были подготовлены две
перспективные модели: короткобазный УАЗ-3171 и длиннобазный УАЗ-3172.
Эти машины могли стать лучшими внедорожниками мира... Кроме постоянного полного привода и длинноходной пружинной подвески,
в арсенале новых машин было и проверенное ульяновское оружие -
портальные мосты. Причем если на "3171" устанавливались хорошо знакомые
"военные" мосты от УАЗ-469, то для "3172-й" модели были разработаны
мосты с внешним зацеплением шестерен бортовых редукторов, увеличивающие
дорожный просвет (на стандартной резине) до героических 330 мм. Плюс ко
всему в конструкцию новых мостов была изначально заложена возможность
установки жесткой блокировки межколесных дифференциалов. Казалось, все
было просто замечательно. Но тут грянули великие потрясения - и
государственное финансирование закончилось. В результате автомобиль, к
1992 году прошедший полный цикл государственных испытаний, так и не
увидел заводского конвейера...
Все, история модели на этом закончилась... На сегодняшний день
сохранилось лишь несколько машин, которые естественным образом заняли
свое место в музейных залах. И представляете, каково же было мое
удивление (вернее, шок), когда в заявочной ведомости Московского
внедорожного триатлона я увидел строку следующего содержания: "В.
Полозун, УАЗ-3171..." Звонить, срочно звонить!
А затем была довольно продолжительная серия телефонных
переговоров - то Володя залечивал раны, полученные машиной в ходе МВТ,
то я уезжал на "Ладогу"... И вот наконец мы встретились - я и
автомобиль, которого по идее как бы и нет...
Первое впечатление - экая зверюга! А на ум уже сами собой
приходят бессмертные гоголевские строки: "...и походил на медведя
средней величины". И действительно: короткий массивный корпус, близко
посаженные глаза-фары да колеса-лапы с огромными когтями грунтозацепов.
Впечатление усиливала и накапотная фигурка - раритетный уазовский
мишка. А каков дорожный просвет! Похоже, что под машиной можно гопак
вприсядку плясать.
С первого же взгляда было ясно - перед нами не УАЗ-3171 и не
УАЗ-3172, а спортивный прототип, построенный на базе этих машин. Что ж,
давайте разбираться, откуда что взялось, как срослось и что в итоге
получилось... К моему удивлению, ответ на первый вопрос оказался
достаточно прост: Володя живет в подмосковных Бронницах, а, как
известно, именно там расположен знаменитый на всю страну полигон,
дающий путевки в жизнь всем образцам колесной техники сначала
Советской, а ныне Российской армии. Причем обычно происходит это
следующим образом: сперва испытатели полигона подвергают машины самым
изощренным издевательствам, а затем разбирают до винтика, оценивая, как
отреагировали различные узлы и агрегаты. Ну а в результате
вышеописанного процесса на свет рождаются толстые папки с техническими
отчетами и... масса бесхозного железа. Вы уже, наверное, догадались,
что наш сегодняшний "боевой медведь" и был, как Феникс из пепла,
возрожден из останков погибших во славу технического прогресса
автомобилей.
От УАЗ-3171 (1988 года рождения) нашему герою достались рама,
кузов, двигатель, коробка передач и раздатка, а от "72-й" модели -
мосты. Да-да, те самые уникальные редукторные мосты с внешним
зацеплением шестерен, которые и должны были сделать наши армейские
внедорожники лучшими в мире вездеходами. А теперь давайте рассмотрим
весь этот арсенал поближе. С рамой, положим, все более-менее ясно. Рама
- она и в Африке рама, а вот кузов оказался изрядно модифицирован.
Во-первых, кузов любого спортивного автомобиля желательно максимально
облегчить. Причем решение задачи значительно упростил тот факт, что
боковые панели на УАЗ-3171 плоские. По ним-то и прошлась болгарка
мастера, оставив от кузова только силовой каркас из ребер жесткости
(образовавшиеся дыры закрыли алюминиевые листы). Далее: оригинальный
УАЗ-3171 имел жесткую среднюю стойку, крышу над водительскими
сиденьями, а вот заднюю часть кузова закрывал брезентовый тент.
Разумеется, второго рождения тент не пережил. Нет, конечно же, можно
было бы изготовить новую "накидку", но зачем закрытый объем боевому
грязеходу?.. Володя просто приклепал алюминиевую стенку за спиной
сидений водителя и штурмана, тем самым превратив автомобиль в пикап.
Причем задний откидной борт был для большей жесткости заварен, и в
кузов переселились аккумулятор и бензобак от ГАЗ-53. Но на этом процесс
отсечения лишнего не закончился: механизм опускания дверных стекол (на
УАЗ-3171 боковые стекла дверей были опускающимися!) был ликвидирован
как класс, а на место самих стекол встали листы прозрачного пластика со
сдвижными форточками (решение, обычно применяемое на раллийных
болидах). Ну а на бампере (штатные отбойники сменили мощные трубчатые
конструкции) естественным образом прописалась мощная лебедка.
|
|
Что же до двигателя, то он самый обычный - ЗМЗ-402. Мотор, что
называется, до боли знаком всем владельцам "козликов" - разница лишь в
том, что "дышит" он через штатный шноркель (а вовсе не через трубу со
строительного рынка)! А вот трансмиссия совершенно новая. С двигателем
состыкована полностью синхронизированная четырехступенчатая коробка
скоростей, которая, в свою очередь, передает мощность на оригинальную
раздаточную коробку. Дело в том, что полный привод УАЗ-3171 -
постоянный, а не подключаемый и двухступенчатая раздатка снабжена
межосевым дифференциалом с возможностью блокировки!
А теперь заглянем под машину... Для человека, не понаслышке
знакомого с конструкциями Ульяновского автозавода, все выглядит очень
даже необычно. Да и вообще практически сразу же становится ясно, что
ориентиром для конструкторов "семидесятого" семейства послужил...
Mercedes G-Classe (пружины и мощные кованые продольные рычаги внешне ну
очень похожи...). Что же, недурной выбор! А вот и самый главный элемент
конструкции - мосты от УАЗ-3172. Хорошо видны картера редукторов
непривычной формы и то, насколько выше оси вращения колес находятся
чулки. Тут стоит, наверное, сказать, что задача вживления мостов и
рычагов от "семьдесят второй" модели оказалась не такой уж простой.
Дело в том, что чашки пружин на УАЗ-3171 размещались на рычагах, а на
"3172" - непосредственно на балках. В результате пришлось срезать чашки
и переносить их по образу и подобию "семьдесят первой" модели. Кстати,
из-за разницы в конфигурации рычагов "3171" и "3172" машина поднялась
на несколько сантиметров (еще несколько сантиметров добавил подъем
чашек пружин). Вышеперечисленного оказалось достаточно, чтобы вместить
в арки колеса диаметром 35 дюймов.
|
|
А это что за хитрая конструкция на переднем мосту? Ба, да это
гидравлический привод блокировки межколесного дифференциала! И, похоже,
вполне работоспособный. Только вот ни к чему не подключенный...
Интересно, а на заднем мосту такой же? К сожалению, нет. Но штатное
место для его установки имеется (закрыто заглушкой). Так что дело за
малым: раздобыть второй исполнительный привод, главный цилиндр и
соединить их шлангами. В этом случае наш "медвежонок" получил бы еще
одно мощное оружие в борьбе с бездорожьем - полный набор принудительных
блокировок... Каким образом это сделать? На Бронницком полигоне еще
хранится несколько, ждущих списания комплектов "семьдесят вторых"
мостов. Но даже если добраться до них и не удастся... ульяновские
конструкторы нашли простое и эффективное решение в лучших традициях
отечественной инженерной школы: в качестве приводного механизма был
использован главный цилиндр сцепления. Ну да ладно, опускаем машину с
подъемника. Нам пора в путь! И хватит, хватит технических подробностей.
А что там в кабине - разберемся по дороге...
Залезаем, осматриваемся... Кстати, выглядит салон вполне
прилично. Простенько, но со вкусом. Во всяком случае, несостоявшийся
вояка должен был получить вполне пристойную по меркам армейского
автомобиля приборную панель. Естественно, что обычный набор приборов в
нашем случае пополнили уже ставшие стандартными для трофийных машин
приемник GPS и терратрип. Что же до спортивного "бублика", то на
машине, снабженной мощным гидроусилителем, он будет работать ничуть не
хуже, чем здоровенная баранка в автобусном стиле. Кстати, ГУР от Nissan
Patrol да мощный генератор от дизельного Mercedes - единственные
импортные агрегаты на этом чисто отечественном автомобиле...
Выруливаем на асфальт. Руль крутится исключительно легко, да и
четкость работы коробки не оставляет желать лучшего. Первая, вторая,
третья, скорость сорок... И тут наши органы слуха начинает раздирать
глухой надсадный вой, а тело - жуткая вибрация. Что-то не в порядке?
Кардан? Трансмиссия? Нет, это просто начала петь свою песню тракторная
резина Я-358. Теперь понятно, почему, когда мы ехали на МВТ, Володя
старался не разгоняться быстрее шестидесяти. На этой скорости
становится просто страшно! Но слава богу, асфальт скоро закончился, и
"боевой медведь" оказывается в своей естественной среде обитания.
И тут у нас начинаются проблемы... Собственно, затруднения
такого рода мы испытываем практически со всеми подготовленными
машинами. Ведь это стандартная машина всегда готова, как дрессированная
собачка, "подать лапку". А попробуй-ка найти перегиб рельефа, способный
и колесо вывесить, и машину не опрокинуть! Хотя, по правде говоря,
перевернуть этот автомобиль совсем непросто (несмотря на то что машина
выглядит очень высокой, ее центр тяжести расположен достаточно низко).
Кстати, в ходе наших маневров выявились две, пусть и не самые большие,
но весьма неприятные проблемы. И обе они связаны с резиной. Во-первых,
тракторная Я-358, смонтированная на штатных дисках, здорово цепляет за
раму при повороте колес, издавая мерзкое "тррр". Вопрос, разумеется,
могли бы решить диски с отрицательным вылетом, но вот беда: поскольку
машина уникальная, то и посадочные параметры дисков у нее не менее
уникальные! Ну а во-вторых, выяснилось, что тракторная резина не
очень-то любит сухое бездорожье с резким рельефом. И чуть что колеса,
как фрезы, начинают вгрызаться в земную твердь (особенно на крутых
подъемах). Песок фонтаном, а толку ни на грош. Но зато в грязи машина
на этой резине ведет себя просто замечательно! Например, болотце с
илистым дном, где совсем недавно крепко засела подготовленная для
триалов "Нива" Олафа Фогеля, наш "медвежонок" преодолевал в любом
направлении. Хочешь - вдоль, хочешь - поперек... Понравилась мне и
работа амортизаторов от ГАЗ-53.
Вообще-то, как я полагаю, истинных пределов возможностей этой
машины не знает пока и сам владелец. Ясно одно: потенциал у машины
действительно огромный и впереди длинный и трудный период доводки,
достройки, улучшений и подбора оптимальной резины... Удачи тебе,
"медвежонок"!
Владимир Полозун:
- Нашел я эту машину так. Есть у нас в Бронницах такая
контора - "Ростелеком". И вот однажды мне кто-то рассказал, что там, у
них во дворе, стоят какие-то очень странные старые "уазики", кажется,
на "военных" мостах. Пройти мимо этого факта я не смог, поскольку как
раз в это время искал такие же на свой "УАЗ". Вот и решил я поехать
посмотреть. На месте выяснилось, что машина одна и принадлежит она
человеку, имевшему какое-то отношение к программе испытаний
Ульяновского автозавода. Более того, оказалось, что автомобиль
продается в "комплекте" с запасной рамой и двумя запасными мостами.
Посмотрел, подумал и решил, что для трофи такой вариант в самый раз
будет. Что же до мостов от УАЗ 3172, то я немного позже выменял их на
том же бронницком полигоне. Но не все оказалось просто. Пришлось
повозиться с их установкой, да и с рулевым поколдовать. Что еще сделал?
Порезал его весь, металл из всех панелей повырезал и зашил алюминием.
Амортизаторы стоят от ГАЗ 53, только их еще нужно немного рассверлить,
а то у "уазика" не хватает веса продавить их до нужного положения. Вот
с оформлением пришлось попотеть. Плохо, что такая машина одна и
документации никакой нет. Например, под капотом - тьма кронштейнов, а
вот что на них было… Боевое крещение машина прошла на МВТ. Там у нас
сход был, а я, когда чашки переносил, кронштейн тяги Панара прихватил
сваркой, а проварить забыл. Ну он и отвалился. В общем, недоглядел. А
так машина прошла везде, единственный раз мы плотно засели -
провалились на болоте в чужую колею. В принципе, я машиной доволен,
едет она практически везде. Очень нравится постоянный полный привод,
причем блокировкой межосевого дифференциала пользоваться практически не
приходится, только в самых засадных местах. С колесами вот что-то надо
делать, "Боггеры" ставить, наверное. С этими "тракторами" - это не
езда.
Фото узлов и агрегатов >>
Источник: Club 4x4 №9 2002
Источник: http://www.monsters.4wd.ru/tech/3171/3171.shtml |