Наше ухо обладает способностью воспринимать колоссальный диапазон звуковых мощностей. Амплитуды едва слышимого шороха и звука реактивного двигателя на границе болевого порога отличаются в 1013 раз. Для сравнительной оценки используют логарифмическую величину – белл или более распространенный децибелл: 1дБ=20lg(P1/P2), где P1 и P2 – мощности сравниваемых сигналов. Говоря об уровне звукового давления, в качестве P2 часто подставляют пороговое значение слышимости 210-5 Н/м2. Так, к примеру, тиканье часов дает примерно 20 дБ, работающий пневматический молот - 90 дБ, старт реактивного самолета, если стоять у двигателей - 140 дБ. Некоторые из купленных нами сигналов, судя по маркировке, выдают 110 и даже 115 дБ. Но человеческое ухо по-разному воспринимает интенсивность звука на различных частотах, поэтому окончательные оценки расставляли наши эксперты. Забегая вперед, заметим, что после теста они еще долго не могли избавиться от звона в ушах. Так что инструкция к мощным сигналам недаром предупреждает: на расстоянии до 1 м они опасны для здоровья. Наиболее близкими к штатным «шестерочным» по всем параметрам оказались FIAMM, но звучат они заметно громче. Самый отпугивающий звук – у HN047. Низкий, почти пароходный гудок дают HN103. Среди недорогих сигналов по гармоничности и напористости звука в лидеры вышли турецкие HI-DO. Что ж, турки издавна любили громкий аккопанемент барабанов и труб. Абсолютным лидером по экономии электроэнергии оказались японские «Мицуба MBR HORN»: два сигнала в сумме потребляют почти такой же ток, как один «волговский» или «жигулевский»; звучат же они заметно громче. «ALPHA HORN», несмотря на «малогабаритность», дают очень сильный и чистый звук, такой даже в лесу услышат за километр. Ток потребления тоже на удивление мал – всего 5,8 А на оба сигнала. Дорогущая «ARENA II» полностью оправдывает свое название: звук на зависть спортивным болельщикам. Есть забавный режим затухающего сигнала. Но учтите: входящий в комплект коммутатор устанавливать обязательно – без него сигналы работать не будут и даже могут сгореть вместе с проводкой: ток зашкаливает за 25 А. С коммутатором же он невелик - 6,2 А. Самый громкий и благородный звук – у «TRAD HORN». Но он больше подошел бы магистральному тягачу, чем легковушке. Зато 115 дБ над ухом напугают (если не доведут его до инфаркта) любого угонщика. Музыкальные рожки в режиме мелодии не отличаются громкостью. Да и музыка – тоже на любителя. Впрочем, есть у них и режим одновременного включения – тогда звук действительно «серьезный». Плата за оригинальность (помимо цены) – сложность монтажа (нужно надежно закрепить массивный компрессор, рожки, нарезать и присоединить шланги) и очень большой потребляемый ток (около 25 А). Двухвыводные сигналы дополнительно проверили на замыкание обмотки на корпус – полный порядок. Отказаться от реле в схеме позволяют только японские «MBR HORN» благодаря относительно небольшому потребляемому току. Но лучше этого не делать и использовать реле со всеми комплектами – так и звук будет чище, и контакты кнопки сигнала прослужат много дольше.
|