Каким бы серьезным и глубоким ни был тюнинг двигателя, есть
предельное число оборотов в минуту, дальше которого крутить движок не
стоит. Но как «поймать» момент, когда уже пора переходить на следующую
передачу? Одни определяют его на слух, другие – смотрят на штатный
тахометр. Но шифт-лайт (иногда называемый «лампой отсечки» или просто
«отсечкой», что не совсем корректно) позволяет сделать это точно и, в то
же время, нисколько не отвлекаясь от управления.
Кстати, подобный девайс есть почти на любой серьезной тачке, будь
она для дрега, ралли или дрифта. Шифт-лайт может входить в состав
дополнительного тахометра или быть автономным. В этой статье речь пойдет
о втором варианте.
Само собой, такие устройства присутствуют в каталогах таких фирм,
как ProSport или Autometer, но что может быть лучше, чем настоящий
custom-made аксессуар, функционально как минимум не уступающий покупным
аналогам! И это при бюджете, не превышающем $10:)
Итак, мы хотим получить двухцветный шифт-лайт (красный и зеленый
цвет) с возможностью раздельной установки порогов включения.
Готовые лампы отсечки обычно предусматривают установку порогов при
помощи сменных реле. Мы сделаем немного иначе – два наиболее часто
используемых варианта можно будет выбрать при помощи переключателя, а
любые другие значения устанавливаются при помощи ноутбука через
специальный разъем.
Схем, по которым можно собрать шифт-лайт, в интернете
предостаточно. Мы выбрали ту, которая построена на основе
микропроцессора (точнее, микроконтроллера). Ее плюс - все настройки
можно делать, меняя только программу в памяти процессора, не трогая саму
схему. Недостаток схем с контроллерами – нужен программатор. У нас он в
наличии есть. Если же с этим проблема, то существуют совсем простые
схемы отсечек без контроллеров, с установкой порога при помощи
поворотного регулятора. Их бюджет составляет не больше 150 рублей.
Принцип работы схемы очень прост: при падении оборотов, например,
ниже 1500 включаются зеленые светодиоды, а при превышении 5000 –
красные. Можно сделать и такой алгоритм: при превышении, скажем, 5000
об/мин – желтые, а при превышении 7000 – красные. Тут уж каждый решает
сам.
В качестве корпуса используем соответствующий конструктив от
светодиодного фонаря. Кое-какие другие детали от него тоже пригодятся –
смотри фото.
Светодиоды мы возьмем двухцветные, так вся конструкция получится
компактнее, да и про эстетику забывать не стоит.
Бюджет:
Светодиодный фонарь - 70 рублей
Микроконтроллер – 30 рублей
Светодиоды (9 штук, двухцветные) – 60 рублей
Макетная плата – 60 рублей
Прочие детали – 50 рублей
Итого: 270 рублей.
|
| Светодиодный фонарь. Мы выбрали вариант с 9
светодиодами, в принципе, можно брать с любым количеством, главный
критерий – удобство восприятия и габариты. |
|
| Микропроцессор, светодиоды и другие детали. |
|
| Разбираем фонарь, удаляем держатель батарей,
снимаем ремешок. При этом стараемся не поцарапать корпус:) |
|
| Плата со светодиодами, установленная в фонаре, нам
больше не нужна. Удаляем стопорное кольцо и вынимаем плату вместе с
обоймой. |
|
| Извлекаем старый диодный блок из обоймы – она нам
еще пригодится. Позднее мы установим в нее новый блок уже двухцветных
диодов. |
|
| Начинаем паять – соединяем 9 светодиодов. Тут важно
не перепутать их выводы. Припаиваем провода для присоединения к
оставшейся части схемы. |
|
| В результате должно получится примерно так. |
|
| Устанавливаем диодный блок в обойму и проверяем при
помощи источника питания, все ли диоды горят. Как видим, все ОК. |
|
| Следующий этап – самый ответственный. Собираем само
устройство управления светодиодами. Для этого подойдет небольшая
макетная плата - деталей в схеме совсем немного. У нас получилось вот
так. |
|
| Теперь заливаем программу в память микроконтроллера
при помощи программатора. Это вещь вообще очень полезная, например,
позволяет делать чип-тюнинг. |
|
| Устанавливаем контроллер в схему. |
|
| Теперь соединяем блок управления и светодиоды,
обматываем его изолирующей лентой, чтобы не было замыканий через
металлический корпус фонаря, и устанавливаем внутрь корпуса.
Дополнительно фиксируем плату клеевым пистолетом. В принципе, можно
поместить управляющий блок в любом удобном месте автомобиля, а в корпусе
оставить только светодиоды, соединив их с блоком кабелем нужной длины. |
|
| Пора переходить к установке в автомобиль.
Закрепляем лампу в удобном месте при помощи кронштейна. Провода от
шифт-лайта нужно ввести под облицовку так, чтобы можно было подвести их к
панели приборов. |
|
| Теперь подключаем наш девайс. Для этого снимаем
облицовку приборной панели, открутив четыре самореза. |
|
| Затем снимаем саму приборку: в данном случае она
крепится двумя винтами. Подключаем провода от шифт-лайта: нам нужны «+12
В», «общий» и сигнал, идущий к штатному тахометру. Можно припаять их к
разъему или соединить скруткой, главное – обеспечить надежный контакт.
Устанавливаем панель и облицовку на место. |
|
| Проверяем наш шифт-лайт в деле. |
Источник: http://www.maxi-tuning.ru |