Разбираем основные способы передачи объема, передачи фактуры
поверхностей, принципы построения отражений и бликов. В
предыдущей
главе
рассматривались основы построения объема.
Кафедра «Дизайн» МГТУ «МАМИ»
РИСУНОК АВТОМОБИЛЯ
4.1 Выявление объема.
Часто при проведении начального этапа поиска формы будущего автомобиля
используют минимальный набор технических приемов, передающих объем на
плоском листе бумаги. Это вполне обосновано, так как позволяет на
начальном этапе наработать как можно больше различных идей за короткий
промежуток времени.
При этом наиболее распространенным способом передачи объема является
утолщение линии рисунка на затененных участках поверхности и утонение
(вплоть до исчезновения - обрыва) линии на освещенных поверхностях. Для
более полного выявления объема темные участки рисунка штрихуются
(направление штриховки постоянное на всем поле рисунка), а участки
минимальной кривизны поверхности (чаще всего, переходные участки
поверхностей) затираются или растушевываются.
рис. 27
Перечисленного выше набора приемов недостаточно для передачи всех
нюансов поверхности, поэтому объем дополнительно уточняется системой
характерных сечений, своего рода «сеткой», продольно и поперечно
нанесенной на поверхность автомобиля. (Рис. 27)
Дальнейшая проработка рисунка предусматривает детализацию отдельных
элементов (колес, зеркал и прочее), передачу фактуры поверхностей и
фона.
рис. 28
Если выбранная точка зрения предусматривает построение интерьера,
видимого через застекленные поверхности, делается это с помощью тех же
приемов, что были описаны в разделе 3.1 «Построение объема». (Рис. 28)
рис. 29
рис. 30
Качество рисунка во многом зависит от качества штриха, штрих должен
быть положен исключительно по форме автомобиля, или стилизован в одном
направлении на всем поле рисунка, помогая выявить объем. Необходимо
помнить, что автомобиль представляет собой набор простых объемов
(цилиндр, конус, сфера и прочее), сопряженных между собой переходными
поверхностями и для лучшего понимания блестящих объемов нужно научиться
передавать матовые «гипсовые» объемы, с помощью простого карандаша.
(Рис. 29, 30)
рис. 31
Для понимания принципов построения бликов, отражений фона и опорной
плоскости на поверхностях кузова и его остекления, тело автомобиля
следует воспринимать, как зеркальный объем: набор цилиндрических,
конических (стекла, боковины) и сферических (углы кузова) поверхностей, в
которых отражаются окружающие предметы, сами образующие поверхности
(например: поверхность лобового стекла в поверхности капота) и фон.
(Рис. 31)
Точно также, как и в выпуклых зеркальных плоскостях, окружающие
предметы будут отражаться в искаженном, сжатом виде, с усилием,
концентрацией цвета по линии отраженного горизонта. При этом на боковых
поверхностях кузова цвет отраженных предметов будет поглощаться цветом
кузова (если только это не белый цвет, или близкий к нему).
рис. 32
А на горизонтальных поверхностях (капот, крыша), расположенных под
острым углом к наблюдателю, будет преобладать цвет отраженного фона
(небо, близко расположенные предметы), цвет кузова будет более темным по
линиям перегиба поверхностей (переход боковины в крышу, капот). (Рис.
32)
рис. 33
Вогнутые поверхности будут отражать перевернутые изображения. Таким
образом, в верхней части фар отразиться опорная поверхность, в нижней -
близко расположенные предметы и фон. Боковые цилиндрические поверхности в
нижней части кузова отразят опорную поверхность и будут подсвечены
(высветлены) рефлексным, отраженным светом. (Рис. 33)
рис. 34
Остекленные поверхности, кроме перечисленных выше основных принципов
отражения зеркальными поверхностями, будут частично пропускать и
изображение находящихся за ними объектов (интерьер или фон). При этом
если на стекле отражается темный фон, то детали интерьера изображаются
более светлым тоном того же цвета и наоборот, - при отражении в этой
зоне стекла светлого фона интерьер показывается более темным фоном.
(Рис. 34)
Основные поверхности (кузов, стекла, зеркала, диски колес) кроме
того, отражают и точечные источники света в виде бликов, которые
наносятся в последнюю очередь.
рис. 35
Как правило, блики наносят в местах резкого перелома поверхностей (углы
кузова), на стеклах в зоне границы отражения горизонта. На дисках колес
блики располагаются на диагонали, направленной в сторону источника
света. (Рис. 35)
В методическом курсе использованы изображения преподавателей и
выпускников
кафедры «Дизайн» МГТУ «МАМИ»
. Данный материал является интеллектуальной собственностью МГТУ
«МАМИ» и не предназначен для несанкционированного распространения.
Следующая тема:
5.1 Художественные материалы. Композиционные особенности построения
формы автомобиля.
Источник: http://www.cardesign.ru/articles/masterclass/2008/07/19/2384/ |