Чип-тюнинг – самый легкий и дешевый способ чуть-чуть поднять динамику
своего автомобиля. Собственно, система управления инжекторным
двигателем (ЭСУД) представляет собой компьютер, который командует
форсунками, зажиганием, бензонасосом и т.д. в соответствии с заложенной в
него программой. Еще ее называют прошивка. Ее-то нам и требуется
поменять.
Физически прошивка хранится в микросхеме ПЗУ (информация в нем
сохраняется даже при отсутствии питания). Значит, надо или поменять саму
микросхему, или залить новую прошивку в нее. Мы будем чиповать,
разумеется, мотор ВАЗ-2112. В нашем случае здесь стоит ЭБУ Bosch
М1.5.4.0.
Что нам потребуется:
1. Прошивка.
Бесплатные заводские прошивки можно найти в Интернете, например на сайте
www.chiptuner.ru. Если же интересны тюниговые, то тебе стоит посетить
www.hass-dodgev.narod.ru. Но тут нужно сказать пару слов о мерах
предосторожности. Чип-тюнинг не является безопасным развлечением.
Конечно, никакая прошивка не заставит проскользнуть ремень ГРМ, но о
таких явлениях, как детонация и длительная работа двигателя на слишком
обедненной или обогащенной смеси, забывать не стоит. А некоторые
кустарные прошивки загоняют двигатель именно в такие режимы. Последствия
не будут заметны в первый день, но потом могут вылиться и в капремонт.
Как быть? Либо купить коммерческую прошивку (1000 рублей, но бывают и
подделки), либо взять бесплатную, но проверенную друзьями.
Наконец, можно самостоятельно отредактировать прошивку в программе «Чип
Тюнинг 2.6» от Almisoft или даже создать собственную при помощи,
например, Chip Tuning PRO от SMS-Software – у них есть и бесплатные
версии.
Прошивка представляет собой файл с расширением *.bin, который весит 64
Кбайт (двухрежимная весит 128 Кбайт, но это отдельный разговор).
2. Микросхема ПЗУ 27С512.
В ней будет находиться новая прошивка. Очень важно, чтобы она была в
корпусе DIP28. Мы используем микросхему Winbond. Цена – от 60 рублей.
3. Панелька DIP28 (широкая) под микросхему ПЗУ.
Возможно, она уже установлена в твоем ЭБУ, если нет – советуем впаять,
это намного облегчит работу с ЭБУ в дальнейшем. Цена – от 3 рублей;
крутые – 20 рублей. «С нулевым усилием установки», т.е. с рычажком, –
100 рублей (можно много раз извлекать/вставлять микросхему, не рискуя
повредить ее саму или панельку).
4. Программатор.
Здесь главная засада. Можно его купить, но минимальная цена $100. Если
решишь пойти этим путем, то стоит обратиться, например, в «Чип и Дип»
(www.chipdip.ru). Тебе нужен программатор, умеющий прошивать микросхемы
27С256, 27С512. К таким относятся, например, «Мастер Про»,
«WizardProg-55», «Крот-РФ». Хочешь сэкономить, собери его
самостоятельно, схемы несложно найти в Интернете или в радиолюбительских
журналах. Но если ты не планируешь делать бизнес на чип-тюнинге, то
иметь собственный программатор нет смысла. Можно обратиться в
радиомастерские, где прошьют микросхему рублей за 200. Еще лучше – к
знакомым радиолюбителям. Можно также купить программатор на паях с
друзьями, чтобы чиповать сразу несколько машин, – получится бюджетно.
5. Паяльник, припой, флюс.
Все это может и не понадобиться, это ты увидишь позже, когда откроешь
ЭБУ. Паяльник нужен радиолюбительский, мощностью 25–40 Ватт.
Микросхема и панельки
|
|
Слева – микросхема, которую ты уже купил и в которую залил новую
прошивку. Снизу – панелька. Она нужна, если в твоем ЭБУ микросхема
впаяна в плату и придется покупать панельку самому. Панелька справа – с
нулевым усилием установки |
Батарея
|
|
Перед любыми манипуляциями с ЭБУ отключаем аккумулятор
|
Левая панель
|
|
Чтобы извлечь ЭБУ, нужно снять пластиковые панели под центральной
консолью: одну слева… |
Правая панель
|
|
… и одну – справа |
Левая панель снята
|
|
При снятой левой панели виден разъем блока управления. Его
необходимо снять, поддев фиксатор отверткой и затем отводя его в сторону
салона |
Разъем снят
|
|
Вынимаем разъем из гнезда. В дальнейшем стараемся не касаться
контактов гнезда ЭБУ руками и инструментом |
крепление ЭБУ справа
|
|
Откручиваем две гайки крепления ЭБУ справа... |
крепление ЭБУ слева
|
|
… и одну слева. Теперь можно извлечь ЭБУ вместе с пластиковым
кронштейном. Кронштейн необходимо снять, открутив четыре болта |
открытие блока
|
|
Теперь вскрываем сам ЭБУ: аккуратно отгибаем отверткой восемь
фиксаторов, снимаем крышку |
блок со снятой крышкой
|
|
У нас в руках печатная плата, на которой размещены все электронные
компоненты ЭБУ. Без необходимости лучше не прикасаться к плате и
элементам – они чувствительны к статическому электричеству и могут выйти
из строя |
микросхема ПЗУ
|
|
Находим на плате микросхему ПЗУ. В нашем случае она выглядит именно
так. Твоя, возможно, будет незначительно отличаться. В любом случае, в
ее обозначении будут символы 27С256 или 27С512 (иногда вместо «С» может
быть «Е», а вместо «27» – «29»), а количество выводов микросхемы равно
28.
Обязательно отметь маркером на плате, где находится первый вывод
микросхемы, он помечен сверху на корпусе углублением. Это позволит
правильно установить новую микросхему |
микросхема в панельке
|
|
Видим, что нам повезло – микросхема уже установлена в панельке.
Вынимаем микросхему, поочередно с торцов вводя между ней и панелькой,
например, нож, и аккуратно отжимая ее вверх. Лучше сохранить микросхему
на всякий случай – если новая прошивка не заработает, сможешь вернуть
старую на место.
Если оказалось, что микросхема запаяна в плату, то придется ее аккуратно
выкусить маленькими бокорезами, а на ее место впаять панельку. Следи,
чтобы панелька была правильно ориентирована: метка на ней должна быть с
той стороны, где ты оставил на плате отметку маркером. Если ты раньше
никогда не занимался пайкой, лучше не рисковать, а обратиться в любую
радиомастерскую: там выполнят эту работу за 10 минут и 50 рублей. |
Теперь устанавливай микросхему с новой прошивкой в панельку, не забыв
правильно ее сориентировать. Микросхема должна быть плотно и без
перекосов вставлена в панельку.
Собирай ЭБУ и устанавливай на место в обратном порядке.
Источник: http://www.maxi-tuning.ru |